Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня в Православной Церкви один из двенадцати главных праздников года. Называется он Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Это событие не описано в Евангелии, в Новом Завете, мы знаем о нем из Священного Предания.
В возрасте трех лет девочка Мария, родившаяся у престарелых Иоакима и Анны, была введена своим отцом в притвор ветхозаветного храма. И там произошло дважды необыкновенное. Сначала Она сама, без чьей-либо помощи смогла подняться по высоченным ступеням, а потом первосвященник совершил то, чего никак не мог и не должен был делать. Он ввел, во-первых, женщину, девочку, во-вторых, не священнослужителя, во Святая Святых, в то главное место ветхозаветного храма, куда он сам мог входить только раз в году после принесения особенных, полагающихся по закону Моисееву жертв. Это удивительное событие богословски истолковывается как встреча Божией Матери, которой предстоит носить во чреве Сына Божия, с Самим Богом.
Нам же оно напоминает о значении детского возраста и о значении храма в жизни человека. Не случайно родители, которые так бесконечно ждали ребенка и которые родили Марию в возрасте, когда ожидать этого было фактически невозможно, посчитали, что нет другого места, где можно сохранить ребенка в чистоте и в ограждении от мира, как дом Божий.
Мы можем и должны понимать это расширительно — не только по отношению к той единственной и совершенно особенной девочке, но и по отношению к нашим собственным детям. Ответственный родитель, который задумывается не только о будущем образовательном цензе и социальном статусе своих детей, но и об их душе, должен воспринимать период младенческого возраста и отрочества как главное время, когда он что-то может успеть сделать. Здесь не место для рассуждения о будущем выборе мировоззрения (человек все равно потом выберет мировоззрение сам), о том, что нужно испытать все (дай Бог не испытывать большинство из опытов современного мира), а просто нужно постараться напитать своего ребенка добром. Это добро каждый в меру своей веры, этики, мировоззрения может понимать по-разному. Для христианина, конечно, жизнь ребенка вне храма будет невозможной. Ценен опыт не формально дисциплинарного, но теплого искреннего научения молитвам, благочестию, радости церковной жизни — от затепленной вместе с мамой лампадки до посещения вместе с папой первый раз храма на Пасху, до освящения куличей, до холода крещенской воды. Все это запечатлевается в душе ребенка той благодарной памятью, которая годы спустя, в минуты жизненных испытаний и кризисов может оказаться опорой, на которой человек выстоит.
Для человека, не живущего церковной жизнью, опорой доброты может стать столь недостающее нашим детям искреннее общение с родителями. Вечернее чтение дома. Вспомним, когда мы последний раз не сажали детей к телевизору, а открывали книжку и садились вместе с ними почитать. Важно не обслуживание их материальных нужд гаджетами, а открытие им души, лучше просто поговорить со своим ребенком, пока он еще склонен и способен с тобой разговаривать.
В три года Дева Мария, напомню, была введена в дом Божий. Не пропустим это время — потом может оказаться слишком поздно.
Безусловно, сегодняшний праздник — это еще и еще раз, многократное напоминание нам: главное совершается в душе человека. Не во внешнем мире, не через административные преобразования, изменения истории, а в душе человека. Маленькая девочка, всходящая по ступеням Иерусалимского храма, не замеченная никем, кроме родителей и первосвященника, самого узкого круга лиц — участников события, да будет всем нам укреплением в том убеждении, что не внешними катаклизмами, не решениями закулис и власть предержащих века сего, но состоянием души каждого конкретного человека определяются и итог его жизни, и судьбы мира.
Протоиерей Максим Козлов
4/12/2012 год.