Проповедь в неделю 7-ю по Пасхе - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

Проповедь в неделю 7-ю по Пасхе

 Евангелие от Иоанна, 17:1-13

Икона первого Вселенского Собора

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира. Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое. Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. 

Неделя за неделей мы с вами движемся по церковному году от праздника Пасхи. Нынешнее воскресенье, седьмое по Пасхе, посвящено памяти святых отцов Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в городе Никее и установил один из очень важных догматов христианства – что три Лица Троицы равны между Собою.

В это воскресенье читается отрывок из Евангелия от Иоанна, который называется первосвященнической молитвой Господа Иисуса Христа. Эта молитва была произнесена Им в дни, предшествующие Голгофской жертве. В ней Сам Господь говорит о том, что Он просит Отца Своего Небесного не о всем мире, но в некотором смысле только о тех, кого Он от мира избрал: об апостолах, их учениках и последователях и, наконец, обо всех, которые потом будут носить имя христиан и составлять полноту того организма духовного, который получит название Церкви.

Может возникнуть вопрос: что означает эта молитва? Неужели Бог может любить одних людей больше, чем других? Неужели Ему некоторая часть человеческого рода важнее всех остальных? Неужели, – неважно, две трети, четыре пятых или девять десятых человечества, – являются вторичным материалом для того, чтобы некоторые спаслись? Никоим образом. Любовь Божия совершенна. Больше, чем Бог любит Свое творение, любить невозможно. В Его желании того, чтобы мир и человек были спасены, ничего не может быть ни прибавлено, ни убавлено, ибо всякое свойство Божие неизмеримо выше и совершеннее того, что мы можем представить.

Но все же, как тогда мы можем понять эту молитву? Вспомним слова одного из учеников Христа, апостола Павла, из Послания к Римлянам. По-церковнославянски они звучат так: «их же предуведи, тех и предустави», а по-русски «кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим, 8:29). Иными словами, Бог знает, в какой мере каждый человек откликнется на Его зов и кто будет избран для того, чтобы составить Церковь Христову. И вот эти люди являются внутренним средоточием человеческого рода, который освещает путь ко спасению и без которого никому вообще невозможно спастись.

Древние отцы Церкви довольно часто повторяли слова: «Без Церкви нет спасения». Это действительно так, только выражение это нужно понимать не в том смысле, что китайцы, индонезийцы, полинезийцы или индейцы майя до открытия Америки Колумбом не имеют возможности спастись, а в том, что для христианина, по христианскому пониманию основывающемуся на Священном Писании, на небе нет и не может быть другой Церкви, потому что Церковь – Тело Христово. Для христианина, если мы остаемся честными в пределах своей веры, при всем нашем уважении к традициям внехистианских религий, нет равночестности в религиозных мировоззрениях. Лишь тот, кто сможет это принять приобщиться к Церкви и стать клеточкой Тела Христова, имеет возможность снискать себе блаженную вечность.

Сказав это, скажем и другое. Каков путь человека ко спасению, кого Бог приведет к Своей Церкви во время земной жизни, а кому откроет вход в нее лишь в конце земного пути, не нам рассуждать. Об этом ведает лишь Тот, Кого мы называем единственным Судьей и Вседержителем, то есть, конечным Управителем этого мира.

Молясь о Церкви, Господь Иисус Христос устанавливает еще один очень важный принцип ее жизни, который уместно вспомнить сегодня, в Неделю святых отцов Первого Вселенского Собора. Речь о том, что Церковь иерархична. В ней есть миряне, по слову апостола Павла – царское или царственное священство, диаконы, священники, и, наконец, непосредственные преемники апостолов, епископы, которые получают такую же благодать и такие же дары, как и ученики Христовы. И в этом смысле для православного, для католика, для представителей других исторических христианских Церквей важной константой веры являются слова древнего святого Киприана Карфагенского: «Где епископ, там и Церковь». Потому что, какие бы ни были хорошие люди, какие бы славные сообщества они ни составляли, в какие бы веселые игры ни играли, какие бы флэшмобы ни устраивали, Церковью это сообщество становится только тогда, когда во главе его стоит тот, кто является преемником апостолов. Поэтому, кстати, неслучайно в разные века враги Церкви предпринимали попытки лишить ее епископов, чаще всего – физически их уничтожив. Последняя из таких попыток была предпринята, по сути дела, в годы советской власти.

Одним из удивительных доказательств особой природы Церкви как сообщества, является то, что за две тысячи лет ее существования это никогда не получалось. В том числе, не получилось и у Иосифа Виссарионовича Сталина. Хотя, казалось бы, все технические возможности для ликвидации нескольких десятков человек у него были. Тем не менее, не получилось. И это тоже свидетельство о тех особенных дарах и о действенности той первосвященнической молитвы, которую мы слышали сегодня.

Протоиерей Максим Козлов

Наверх