Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. О гадаринском бесноватом.
Евангелие от Луки, 8:29-39
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Повествование, которое мы слышали сегодня в Евангелии – это известный сюжет о гадаринском бесноватом, об исцелении гадаринского бесноватого. Обратим внимание только на три момента этого рассказа.
Первый. Совершенно ужасно было состояние этого человека, или этих людей – другой евангелист говорит о том, что их, возможно, было двое. Они не могли жить в городе, они не могли жить с остальными людьми, они должны были находиться в пещерах. Пещеры – это не что-то романтическое, что возникает в нашем сознании по кинематографу. Нет, в то время в Иудее это достаточно мрачное место. А главное, это место десоциализированного пребывания. Жить в пещерах значило находиться вне социума, вне обычного человеческого состояния. Вместе с другими людьми они не должны были быть. Таковы были предписания в отношении бесноватых еще ветхозаветного закона. Но это, как сейчас, когда человека помещают в психиатрическую больницу, там его, конечно, навещают, пищу дают, кормят, родственники по-своему любят, но все равно это такая особенная десоциализированная жизнь. Вот нечто подобное было и у гадаринских бесноватых.
У нас может возникнуть вопрос, если мы читаем Евангелие с достаточной степенью внутренней открытости и смелости: а почему эти два человека оказались в таком состоянии? Ведь Евангелие не говорит определенно – да и в других случаях Христос часто избегает прямолинейных оценок – так, что они в этом состоянии потому, что грешнее других, что из всех жителей их селения только эти два человека были настолько плохи, что им последовало такое страшное наказание одержимости бесами. В другом месте Евангелия Господь говорит о том, что те, на кого обрушился столб во времена Ветхого завета, тоже не были хуже остальных, но что это были таинственные пути промысла Божьего. Вот и случившееся с этими людьми во время встречи с Господом Иисусом Христом подводит нас к тому, что на самом деле очень трудно принимать: Господь в жизни людей – мы видели это и в минувшее воскресенье – допускает, а иной раз и устрояет решительные неравенства. Вот это неравенство не касается только одной, но самой главной вещи, перед которой оно исчезает – это возможность спасения. Спастись может каждый человек в Вечности. Но во всем остальном оно проходит через всю нашу жизнь. Мы не равны во всех отношениях, не только во внешнем плане, что один богат, а другой беден, но и даже в том смысле, что один здоров, другой болен. Один родился полууродом с какими-то врожденными изначальными повреждениями, при это он никак же не согрешил, когда родился, и, может быть, после того и у матери его не будет молока, и он будет пить какую-то полухимическую смесь, которую предлагают детям вместо естественного вскармливания. Это несправедливо, если говорить по-человечески. Нет справедливости и в другом отношении: что один человек счастлив, благополучен как муж или жена, отец или мать, как реализовавшийся профессионал или как творческий человек, а другой в этих отношениях несчастлив и неудачен. И этот список каждый из нас может продолжить. И вот ответ на естественно рождающийся вопрос, очень тяжелый ответ, но который, тем не менее, нужно постараться принять человеку, называющему себя христианином, можно дать, опираясь на пример сегодняшних гадаринских бесноватых. За всем этим стоит недоведомое для нас, неисповедимое и часто не уразумеваемое человеческим умом, но по вере понимаемая как безусловно благая воля Божья. Нам нужно отказаться от того, чтобы всякий раз попытаться себе объяснить, почему с нами или с другими людьми подобного рода вещи происходят. Нужно постараться согласиться с тем, что все это не случайно, и принять эту волю Божью, не когда об этом легко сказать о другом человеке, а когда дело касается каждого из нас. Не случайно в главной молитве христиан, молитве «Отче наш», есть слова «Да будет воля твоя». Раз за разом, день за днем Бог побуждает верующих в него это перед своим сознанием поставлять, не своей волей еще, даже тогда, когда она кажется мне хорошей и доброй, но волей Отца моего Небесного.
Второе, о чем говорит нам сегодняшнее Евангелие: конечной ценностью творения является один только человек. Это видно по отношению Бога к тем свиньям, которые стали вместилищем бесов. Тварный мир, окружающий нас, имеет ценность не сам по себе. Березки и распускающиеся липки и листочки, по Ивану Карамазову, чирикающие птички, пленяющие нас восходы и закаты сами по себе ничего не значат, они имеют значение только в том смысле, насколько они служат венцу творения – человеку. И в этом смысле всякий последовательный экологизм, рассматривание человека лишь как одной и равноправной составляющей окружающего нас мира, в конечном итоге, восходит к пантеистическому мировоззрению, то есть к такому, которое подразумевает слитность мира и божественного начала, в то время как христианство и другие монотеистические религии говорят о тварности мира, а не тождественности Бога и созданной им Вселенной.
Отсюда, кстати, есть еще один косвенный, но немаловажный вывод. Бывает хорошая, а бывает и неправильная любовь к бессловесным тварям. Вот всякого рода очеловечивание животных, которые живут вместе с нами, любовь к кошке, которая превышает любовь к хозяйке этой кошки, скорбь о кончине птички, которая застит глаза настолько, что рядом скорби и болезни людей становятся не видно – это то искажение, та аберрация духовного зрения, которой христианин должен стремиться не допускать.
Ну, и, наконец, последнее, о чем говорит сегодняшнее Евангелие – о том, как люди отозвались на произошедшее. Гадаринцы поняли, что произошло чудо Божие. Может быть, они были и не против этого исцеления – хотя мы не знаем, как они отнеслись к этим двум людям – но явно были против погибели свиней, разведением которых занимались. И вот такового рода приближение Бога к их практической жизни… Бог вышел из синагоги, куда они ходили по субботам, гдпм ите слушали ветхозаветные чтения, где давали милостыню, где соблюдали те или иные обряды, а приближение Бога к их практической, в данном случае экономической деятельности, проявило подлинную природу их веры. Такой Бог, который мешал им жить так, как им хочется, оказался им не нужен. И подобного рода призывы о вере в душе, о христианстве, которое должно замкнуться в рамках частного существования человека, по природе родственное тому протесту против вхождения Бога в их жизнь, которое проявили гадаринцы из сегодняшней притчи.
Протоиерей Максим Козлов