Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, о воскрешении сына Наинской вдовы - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, о воскрешении сына Наинской вдовы

Евангелие от Луки, 7:11-16

наин

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Рассказ, который мы сегодня слышали, очень короток и по сути дела сводится к описанию одного события, которое называется коротким словом «чудо». Мертвый сын вдовицы был исцелен, потому что женщина просила Христа и в ее жизни состоялась эта удивительная, радостная и все переворачивающая встреча с Богом в минуту самой горькой материнской скорби и отчаяния. По сути дела сегодняшний рассказ подводит нас к размышлению о том, что такое чудо в христианском понимании этого слова.

Одно из определений чуда, которое содержится в богослужебных книгах, таково: там, где того желает Бог, преодолевается закон природы. Иными словами, чудо есть такого рода вхождение любовью Бога в жизнь отдельного человека, человеческих сообществ или мира в целом, когда Им же установленные законы природы на это время или на миг для этого человека или для этих людей преодолеваются. Мы не можем считать Бога связанным Им же установленными законами, ведь Он – Законодатель и Владыка. В христианском миропонимании именно Божия любовь, а не законы природы владычествует над всей Вселенной.

Говоря о чуде, мы должны указать, что в понимании этого явления христианство резко отличается от языческого или, что то же самое, магического восприятия чудесного.

Магическое восприятие отчетливо выражается, скажем, в шаманских практиках, камланиях. Приведу заведомо далекий пример, чтобы никому не было обидно. Древние или современные язычники с копьями и луками бегают вокруг изображения мамонта, быка или бизона, поражают его и имеют надежду, что это действие, сопровождаемое, скажем, жертвоприношениями, гарантирует им успех на настоящей охоте. Или, как мы читали в страшных книжках про средневековую историю, какие-нибудь злодеи протыкают булавками изображение ненавистного человека, надеясь, что это каким-то образом дурно отзовется на его здоровье или жизни.

В христианском понимании чуда не может быть обрядового действия, которое само по себе гарантирует ответ Божий. На чудо можно надеяться, о нем можно просить, в том числе с усердием, не ожидая, что оно произойдет вдруг и автоматически, то есть его никогда нельзя его гарантировать.

В чуде встречаются две свободы. Одна – это свобода человека, который доверяет Богу и возлагает на Него надежду о том, что это преодоление законов природы может совершиться в его, вполне рядового существа, жизни, а не только с кем-то из великих древних святых, потому что Бог всемогущ. Другая, которая никак не может быть нами исключена – это свобода Бога, который волен на нашу просьбу откликнуться так, как мы Его о том просим, или не так, как мы Его о том просим, или и вовсе ждать и смотреть, как человек сам будет бороться, пока может и готов это делать.

В заключение приведем пример из жизни широко известного, если не прямо по прочитанному жизнеописанию, то хотя бы по произведениям живописи, древнего подвижника Антония Великого, которого изображают в пустыни, борющегося с разного рода искушениями в виде бесов. В какой-то момент Антоний Великий стал изнемогать, упал на землю и закричал: «Господи, помоги! Все, сил моих больше нет. Этих страхов, зверей, соблазнов, которые меня одолевают, я больше не смогу вместить». И тогда он услышал голос с неба, укрепляющий и поддерживающий его, и все вмиг прекратилось. Антоний спросил: «Господи, почему так долго этого не происходило?» И услышал ответ: «Антоний, Я видел, что ты борешься, как добрый воин, и не хотел лишить тебя награды за твою битву». Вот подлинное понимание и подлинный ответ Божий, который состоит в том, что Творец не только и не столько, решает земные проблемы человека, входя в его жизнь чудом, сколько, как любящий Отец, хочет для него главной награды – вечности. И выходит навстречу чудом только тогда, когда это может помочь ему приобрести главную награду или, по крайней мере, не сбиться с дороги, по которой он к ней идет.

И еще один важный момент: сам факт чуда никогда не находится в фокусе происходящего. Если человек ищет чуда как того, что в цирке показывают, что обещали Чумак и Кашпировский, или того, что описано у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», то и результат будет такой, как в романе «Мастер и Маргарита». В Евангелии мы читаем о том, что Ирод перед тем как осудить Христа, пожелал видеть от Него некое чудесное событие, скажем, чтобы Христос по воде прошел или еще нечто подобное. И Господь не стал творить перед ним чудес, потому что Он не играет с нами в игры и не исполняет пустых просьб. Если я захочу чуда, которое будет состоять в том, что завтра около моего дома окажется новый «мерседес», и буду ради этого, например, в течение суток молитвы читать и сделаю значимое пожертвование, не следует ожидать, что фокус произойдет. Чудо в христианском понимании совсем не про это.

Конечно, иногда чудесное событие происходит быстро и непосредственно, так, как в сегодняшнем Евангелии. А иногда отзывается вовсе не тем, о чем мы безответственно просим. В сегодняшнем отрывке рассказывается о физически умершем ребенке, а в жизни бывают люди, которые умерли нравственно.  Предположим, мать просит об исцелении сына – наркомана или алкоголика, который физически существует на этой земле, но нравственно погибает или уже погиб. И мать должна понимать, что если она просит, то и цену просимого должно осознавать. Чудо, скорее всего, будет состоять не в том, что сын завтра проснется, как говорится, белым и пушистым, таким же милым, славным ребенком с ясным взглядом, каким был пять, десять или пятнадцать лет назад. Скорее всего, не обойдется без скорбей и болезней, которыми Бог войдет в его земную жизнь. И вот если мы будем просить чуда с таким его осознанием, у нас будет больше шансов с ним встретиться.

Протоиерей Максим Козлов

Наверх