Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Евангелие от Луки, 6:31-36
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Мы продолжаем чтение отрывков из третьего Евангелия, Евангелия от Луки. Сегодняшний посвящен тому, что составляет сердцевину христианского вероучения и отношения христианина к окружающему миру. Богооткровенная религия, каковой осознает себя христианство, отличается от других среди прочего и тем, что призывает людей жить не по естественному нравственному закону, который присущ всем представителям человеческого рода, а по закону, который его превышает. Любовь как характеристика и неотъемлемое свойство человека по-своему присуща и язычникам, и неверующим, и богоборцам. Все люди не лишены нравственных начал, все в какой-то мере любят тех, кто их любит, без этого мир просто не мог бы существовать и уже на Земле он превратился бы в ад. Человеку естественно отвечать добром на добро, откликаться сердцем на того, кто сам сердцем к тебе потянулся.
Но сегодняшнее Евангелие говорит совсем о другом. Если мы хотим принимать христианство серьезно, не как идеологию, национальную политику или религию, которая вписывает нас в некий общественный контекст, а как откровение Бога свыше, нам никуда не деться от этих евангельских слов о том, что нужно любить наших врагов, делать добро тем, кто творит нам зло, и благословлять тех, кто нас проклинает. Следовать этому завету, прямо скажем, нелегко и вместить его в себя и в полной мере применить к своей жизни многим из нас вряд ли удастся. Но если мы хотим адекватно воспринимать Евангелие и как-то свою жизнь с ним соотносить, мы должны по крайней мере признавать, что в нем есть та единственная и конечная правда, к которой христианину должно стремиться.
Говорю об этом потому, что падшему человеческому сознанию даже и заповеди Божии, так несомненно и ясно высказанные, хочется перетолковать или применить к себе таким образом, чтобы исполнить их было не вовсе невозможно, а желательно и не слишком тяжело. Скажем, заповедь о врагах. Можно ведь начать перетолковывать так, что она говорит о врагах личных, а вот врагов общественных уже можно и ненавидеть. Если меня обижают как прохожего, то как христианин я бы должен это потерпеть, а если меня обижают как прохожего православного человека, я уже имею право и возмутиться. Тут следует напомнить, что подобного рода ограничение заповедей было свойственно врагам Христа, фарисеям. В другом месте Евангелия законник спросил Христа: «А кто мой ближний?» (Лк, 10:29). Спросивший имел в виду именно это: к какой категории людей следует применять заповедь о любви, а к какой нет? Мы помним, что тогда Христос рассказал притчу о милосердном самарянине, еще раз засвидетельствовав, что не должно ставить закону о любви никаких преград.
Впрочем, мы не должны допускать еще и другой ошибки.
Можно сказать, что мы готовы любить неких абстрактных врагов, которых неизвестно когда и неизвестно где можно увидеть, а по отношению ко всем остальным применимы правила, которые существуют в этом мире, – скажем Уголовный кодекс и прочие. Но такой подход опять же будет неправдой по отношению к тому, о чем говорит Господь в Евангелии. Напомню один исторический пример. В IV веке от Рождества Христова Церковь Вселенская (или, как тогда говорили, Кафолическая), столкнулась с новым для нее явлением – массовыми еретическими движениями, которые стремились видоизменить апостольское учение и доктрину христианства. Одной из массовых ересей было арианство. Не будем сейчас разбирать его богословскую суть, но скажем, что ариане, одно время пользовавшиеся поддержкой императоров и значительной части епископов, в столичном городе Константинополе, захватили почти все храмы. И когда в Константинополь прибыл епископом один из выдающихся богословов и учителей церковных Григорий Богослов, то он одно время даже не мог найти храма, в котором бы ему можно было служить, и вынужден был совершать богослужения в частном доме. Потом времена переменились, православные стали брать верх. И по отношению к арианам, злейшим врагам, Церковь и его лично преследовавшим, святитель Григорий Богослов сказал следующие слова, находящиеся в духе сегодняшнего евангельского рассказа: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Думается, что и в наше время, когда многие люди считают Церковь своим врагом, православным христианам важно помнить эти слова святителя и заблуждающихся и даже искренне против нас восстающих врагами не считать. По своему заблуждению они могут считать Церковь и христианство своим врагом, но у Христа врагов нет. Следовательно, их не может быть и у Церкви, и у тех, кто ее составляет, ибо Церковь есть Тело Христово.
Несколько десятилетий назад, в разгар атеистических хрущевских гонений на Церковь, тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий I сказал глубоко знаменательные слова, также напрямую вытекающие из сегодняшнего Евангелия: Церковь есть Тело Христово, распинаемое за спасение тех, кто его распинает. Она не может этих врагов и распинателей, тех, кто ее считает врагом, воспринимать как своих недругов, потому что проходит свое служение в мире и за их спасение, как Господь наш Иисус Христос принес искупительную жертву за спасение всего мира. И вот если христианин желает идти путем богоуподобления, то неотъемлемой частью этого пути, этого подражания Христу, есть подражание Богу в любви к врагам. В одном из церковных песнопений есть такие слова: «Ты меня, Боже, возлюбил еще тогда, когда я был Твоим врагом, когда я был по отношению к Тебе враждебен». И если Бог возлюбил так падший мир и тебя и вообще каждого из нас лично, отказаться от этого закона любви и закрыться от него тот, кто носит имя Христа, не имеет права.
Протоиерей Максим Козлов