Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых

Евангелие от Матфея, 10:32-37

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

i400

Безусловно, все Евангелие есть книга, обращенная к человеку с ожиданием ответа от него на то, о чем говорит Христос. Но есть в Евангелии страницы, строки, стихи, особенные даже на этом общем содержательном фоне. И требовательные, и в каком-то смысле страшные, потому что они возводят нас к необходимости давать ответы на те вопросы, которые обычно человек от себя отодвигает, но без ответа на которые в настоящую глубину человеческого достоинства вырасти невозможно. Сегодняшний евангельский отрывок из таких. Каждое слово в нем есть слово, по которому должно себя проверить и от которого нельзя отстраниться рассуждением о том, что это возвышенная метафора, относящаяся к кому угодно – древним мученикам, к эпическим векам христианской истории, если угодно, к великим святым XX-го века, пострадавшим за Христа от безбожников, – но только не ко мне. Каждому из нас Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф, 10:32-33).

Да, конечно, эти слова относятся и к тем, кто исповедовал Христа в застенках 1920-х и 1930-х годов, не размышляя о том, как можно остаться христианином втайне, как священнику можно снять сан и пойти работать бухгалтером, как ради пользы остальных членов семьи отречься от отца физического, потому что он, скажем, священник, церковнослужитель, дворянин и так далее. Отречься не по собственной трусости, а просто потому что есть дети, жена и другие обязательства. Господь прямо говорит о необходимости не отречься тогда, когда это потребуется.

В нашей стране это может показаться достаточно абстрактным, а вот в странах Африки или Азии люди сейчас реально умирают за Христа, правда, это мало интересует мир, если происходит не на фоне попрания демократических ценностей, а через торжество фундаментализма той или иной религии. Потому что это не информационный повод. Но исповедание Христа предполагает готовность оказаться изгнанным приличным обществом, духом века сего, современной цивилизацией тогда, когда ее ценности входят в противоречие с христианством.

Сейчас это очевиднее всего касается ценностей семейных и самых основ этики в отношениях между мужчиной и женщиной. Пожалуй, кроме христианских Церквей, никто сейчас уже не провозглашает вслух, что семья – это никак не союз двух женщин или двух мужчин, но непременно союз одного мужчины и одной женщины на всю жизнь, который не должен быть расторгнут, и всякий его распад есть беда и боль, которая иногда может случиться, но за сохранение семьи как конечной ценности нужно бороться всеми силами. А вот уже в Дании государство требует от пасторов, чтобы они совершали благословение гомосексуальных браков. Подчеркну: требует в свободной демократической европейской стране. И люди встают перед выбором: исповедовать свое христианство или оказаться вместе с духом века сего. Мы тоже можем оказаться в ситуации такого рода выбора, да и каждый человек в той или иной мере в какой-то момент обязан выбирать, и Господь нас об этом предупреждает. И еще предупреждает тех, кто склонен делать из христианства, как говорил Леонтьев, «розовую религию», имея в виду розовую водичку, сладкую и приятную.

Дальше Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее и невестку со свекровью ее» (Мф, 10:34-35). Это разделение предполагает: если что угодно в этом мире, даже самое близкое кровное родство, даже любовь к дорогим нам людям, входит в противоречие с Божией правдой, христианин должен выбрать Божию правду и оказаться на ее стороне. Об этом заведомо парадоксально говорил в свое время Федор Михайлович Достоевский: «Если б мне сказали, что вот Христос, а вот истина, то я предпочел бы остаться со Христом, а не с истиной». Такого выбора не бывает в жизни, но бывает иной выбор: вот Господь, а вот мои близкие, социальные обязательства, круговерть мира, в которую я втянут. И здесь должно сделать выбор в пользу Того, Кто дает тебе эту жизнь, дар любви и самих твоих близких.

И еще одно очень важное, о чем свидетельствует сегодняшнее Евангелие. Господь говорит ученикам о награде, которая их ожидает, отвечая на вопрос апостола Петра о том, что всякий, кто оставит свои дома, братьев, сестер, отцов, матерей, жен, детей ради Него, получит во сто крат больше и наследует жизнь вечную. Обычно эти слова трактуются критиками христианства как свидетельство о необходимости пассивности в этой жизни и о том, что все значимое для христианина якобы находится за пределами земного бытия. Пожалуй, мы согласимся с этим, но только переставим акцент.

Христос действительно за веру и верность в этой жизни не обещает христианину ничего. Вся награда и полнота того, ради чего человек становится христианином, наступает тогда, когда он уже пришел к итогу и земной путь закончен. И это как раз наполняет всю жизнь ответственностью. Никогда христианин не вправе сказать: «Я уже заслужил, я имею право, я облагодетельствован Богом». Никто из нас не вправе оценить внешние знаки Божьего благоволения как свидетельство о конечном благополучии в вечности. Это напоминание о целой жизненной ответственности, связанное с наградой, которая за пределами этого земного бытия будет, – тоже очень важное свидетельство того, что такое Евангелие.

Протоиерей Максим Козлов

Наверх