Проповедь в день памяти бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

Проповедь в день памяти бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Сегодня, дорогие братья и сёстры, Святая Православная Церковь совершает память двух древних святых: бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. О них сохранилось житие тоже очень древнее, написанное, вероятно, вскорости после их кончины в Византии. Жили они на рубеже той эпохи, когда гонения на христиан уже кончились, но много ещё было язычников. И их семья была смешанная, каких тогда было немало: отец их был язычником, а мать их Феодотия была уже христианкой. Житие очень трогательно и очень глубоко, хотя и в кратких словах повествует об их подвиге, и вообще даёт нам массу полезных замечаний о христианском отношении к жизни, к смерти, к тому, что нас окружает.

В самом начале их жития есть такой рассказ, что отец их умер вскоре после их рождения. Это было с одной стороны огорчительно, плохо, тяжело. А с другой стороны, было хорошо, потому что тем самым мать их не имела затруднения растить их христианами. Вот взгляд составителя жития на смерть и на жизнь не как на само по себе что-то важное: подольше прожить или еще что-то, а как на то, насколько это связано с жизнью вечной. И так прямо и говорится, что хотя она потом была вдовой и всю жизнь дальнейшую посвятила детям (кстати, она тоже причислена к лику святых за подвиг материнской любви), но сама по себе эта мирская скорбь оказалась для неё и для детей благом.

Братья Косма и Дамиан были небедными людьми, не то, чтобы они относились к каким-то низшим слоям общества. Получили достаточное образование, и, как мы бы теперь сказали, это было и общее образование, и специальное: медицинское. Решили посвятить себя медицине. Они помимо того, что были братьями, были очень дружны. Между ними было какое-то внутреннее родство душ, то, что называется дружеством, полной внутренней открытостью друг другу. И они дали друг другу в начале своего профессионального и почти в начале жизненного пути такую клятву, обет. Обет этот вот в чём состоял. Они сказали, что никогда не будут брать денег, вознаграждения за те услуги, которые оказывают, за медицинскую помощь. Повторю, они были не нуждающимися, в общем-то. И даже такое было условие, что если кто возьмёт деньги, тот в таком случае вместе не будет похоронен с другим братом. И так они будут разлучены хотя бы если не  этой жизни, то за её порогом. Понятно, что за этой клятвой стояло что-то глубже: имелось ввиду, что вряд ли и в Вечности они будут вместе, если они клятву эту нарушат. Итак, они, поклявшись, стали лечить людей многих-многих и от разных болезней: и от физических болезней, и от психических болезней, и со временем им дал Господь дар помогать бесноватым, и тех они тоже лечили. Это продолжалось много лет. При этом, что интересно, пожалуй, из всех древних целителей только о них так подробно говорится: они кроме того, что лечили людей, были ещё ветеринарами, они лечили ещё и животных, они их как-то жалели очень. Есть трогательное повествование в житии, как они одного верблюда вылечили. Потом этот верблюд нам ещё припомнится. По обычаю Востока, старое животное выгнали просто куда-то за стан, в степь или в полупустыню, чтобы оно там само по себе умирало. Видимо, на мясо и на что-либо другое он был не нужен, и его выгнали. Косма и Дамиан шли мимо по какой-то дорожке, увидели этого верблюда и пожалели. Пожалели, остановились, помолились, какую-то ему сделали операцию, каких-то ему дали травок, и верблюд этот ожил. И оказалось, что, хотя он был и старый, но не такой уж немощный, и проживёт он ещё довольно много лет после этого. И других животных всяких они лечили, то есть у них было сердце милующее даже на тварей Божиих, и ни за что не брали денег. Но вот незадолго до смерти, когда они были уже немолодыми людьми, хотя они и не старыми умерли, возникла такая у Дамиана коллизия. Вылечил он одну богатую женщину. Как женщины богатые, они же всё время хотят вознаградить, врачей уж и подавно, и она уж ему и так, и сяк, хочет что-то дать, он не берёт. Она говорит: «Хорошо, вот тебе три золотых монеты», не знаю, динария или ещё каких-то. Он говорит: «Да нет, я вообще никогда денег не брал». Она говорит: «Нет, я тебе их даю, потому что если ты откажешься, ты откажешься их принять во имя Святой Троицы». Она хитрая ещё была такая, поставила Дамиана в очень трудное положение. Не взять, значит во имя Святой Троицы откажется деньги брать. Он подумал и решил, что нет, он скорее обет нарушит, но что-то во имя Святой Троицы отказаться он не смог и деньги эти взял. Ну и конечно, враг рода человеческого, как лев рыкающий (1Пет:5:8), уже увидел повод для того, чтобы многолетний подвиг любви дружеской и братской разрушить. И как-то, житие не говорит, как, но как-то это Косме стало известно. И он страшно на брата обиделся. И он сказал ему: «Всё, дальше мы порознь будем ходить и лечить. И, как ты помнишь нашу клятву, раз ты обет нарушил, я буду один лежать, тебя со мной не положат». Он махнул рукой, ушёл, и они расстались. Очень скоро после этого Косма умирает своей смертью в средние годы. Его хоронят с любовью, с благодарностью как врача безмездного, как целителя. А потом, через некоторое время, хотя прошло сколько-то, не то, что совсем сразу, может быть, несколько лет прошло, умирает Дамиан. А где Косму похоронили неизвестно, в другом месте они где-то расстались. Люди начинают думать: «Ну надо же найти, они же всю жизнь были вместе…» Кто-то вдруг вспоминает: «Ну, Дамиан же взял три монеты. И Косма завещал его вместе не хоронить, потому и ушёл. Давайте ему рыть могилу где-то, где он умер и там похороним. Мы всё равно ему благодарны, но нельзя и обеты преступать, в общем-то». И тогда совершилось удивительное событие, которое, если не иметь детской простоты веры, будет казаться каким-то фольклорным повествованием, что это так в сказках бывает, а если иметь детскую простоту веры и знать, что есть Бог, творящий чудеса, и там, где Он хочет, побеждаются все и всяческие законы, то тогда это будет свидетельством силы Божией в этом мире. Пришёл этот верблюд, которого они вылечили. И вопреки законам естества, повторим слова канона Андрея Критского: «Идеже хочет Бог, побеждается естества чин» (Если этого Бог желает, преодолеваются законы природы), верблюд заговорил человеческим голосом: «Нет, я знаю, где могила Космы. Берите Дамиана, грузите его на меня, и я отвезу его к той могиле». И они отвезли. И пока они шли, тот же верблюд им рассказал о том, что Косме было особое от Бога откровение, почему брат его это сделал. И он в душе с ним помирился. Но чтобы брат его прошёл подвиг до конца, никак ему этого не показал. Вот такая была высота подвига. В душе помирился, а видимым образом не выразил, для того, чтобы на душевное и человеческое всё не перевести. А всё, что у них было до того возвысить даже до того союза, который может быть у них в Вечности. Этот верблюд принёс его на место могилы, Дамиана похоронили вместе с Космой. Были всякие другие знамения, из которых было понятно, что им вместе лежать – это воля двух братьев. И потом было много-много чудес, часть из них было записано уже в их византийском житии. Тогда было принято на могилах святых заводить книги специальные, их вёл епископ. И когда происходило какое-то чудотворение на мощах мучеников или святых, то производилось некоторое расследование. Если оно было достоверным, оно записывалось. И вот несколько таких древних свидетельств в этом житии тоже приведены: и про человека, у которого был рак, и про бесноватого, и другие, а потом уж понятно, сколько много было. И с тех пор Косма и Дамиан почитаются как одни из великих врачей целителей, бессеребренников, и мы поминаем их в том числе и на Таинстве Соборования, когда читаем молитву, обращённую ко Господу нашему Иисусу Христу и поминаем всех врачей, которых мы призываем как помощников для наших телесных и душевных недугов. А на Руси они стали почитаться ещё как покровители учителей. Это может показаться непонятным, они к учительству не имели никакого отношения. Но дело в том, что в день их памяти, 14 ноября (1 ноября по старому стилю) в «Великих Минеях» святителя Макария, митрополита Московского читалось слово о наставлении к учителю. О том, «каким должно учителю быти». Профессора и доценты, почитайте, найдите Четьи-Минеи хотя бы в электронном виде и почитайте, какому должно учителю быти. Это поучение читалось в день памяти Космы и Дамиана, и поэтому народное благочестие стало воспринимать их как покровителей «добре учительствующих», заботящихся не только о том, чтобы побольше информации впихнуть в головы школьников или студентов, но и как душу их воспитать для Вечности. Вот таких дивных угодников Божиих прославляет сегодня Святая Церковь.

Иногда, только несколько раз в году я стараюсь напомнить вам повествование из Четьих-Миней, житий святых даже в воскресный день. Для того, чтобы, вновь не знаю, с какой степенью успеха, но вновь и вновь призвать: читайте не журналы и газеты, а Четьи-Минеи. Ну бросим мы забивать свою голову тем, что сегодня есть, а завтра уже исчезнет. Ну хорошо, понятно, что есть такая дисциплина – журналистика, кто-то ей деньги зарабатывает, но цена этому всему неделя. Через неделю уже это этого всего ничего не останется, а жития – это то, чем люди тысячу лет могут назидаться, полторы, больше того, то есть это всё сокровище неоскудеваемое, которое переходит из рода в род. И вот постараемся мы к этому сокровищу душу свою прилеплять. И там есть вот такие маргариты, как и сегодняшнее повествование о великих древних угодниках Божиих, теплых за нас молитвенниках, предстателях, целителях Косме и Дамиане Асийских и матери их Феодотии.

Аминь.

Протоиерей Максим Козлов

Наверх