Нужно оставаться христианином на дороге
Третье воскресенье ноября – Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Святейший Патриарх Кирилл призвал всех православных христиан молитвенно помянуть погибших. Сегодня мы публикуем проповедь настоятеля храма Максима Козлова перед заупокойным богослужением.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, во всех храмах нашей первопрестольной столицы совершается поминовение людей, которые погибли в дорожно-транспортных происшествиях. Это сухое словосочетание, но мы подумаем не об этом словосочетании, а о жизни и смерти.
Сегодня день, когда во всем мире внимание и память каждого человека привлекается к тому, как трагически много людей гибнет в ситуациях, связанных с дорожным движением. Вы знаете, что на нашей Родине это одна из главных причин смертей. Больше 30 тысяч человек в год гибнет на дороге, а сколько еще лишается здоровья на всю оставшуюся жизнь. «Тридцать тысяч в год» может звучать абстрактно — но это девяносто человек в день. Это едва ли не половина тех, кто здесь стоит. Каждый день. Понятно и очень правильно, что Святейший Патриарх призвал и благословил нас молиться о тех, кто гибнет на дороге.
У нас есть сейчас основания подумать и сказать нечто о нашем осознании себя православными христианами и о нашем христианском поведении в этой столь привычной для каждого из нас ситуации — в ситуации дорожного движения.
Начнем, может быть, не с такого трагичного случая, как ДТП. Первое, что естественно приходит на ум, но что мы далеко не всегда используем, — неважно, те из нас, кто приехал сюда на автомобиле, или те, кто добрался сюда общественным транспортом. Дорога — это в ситуации конца ХХ века и начала XХI — одна из лучших возможностей в школе молитвы. Собственно, где сейчас удобнее всего молиться и где каждый день, при всей нашей занятости, Господь дает человеку возможность молиться? Конечно, в дороге.
Каждый священник знает и почти каждый из нас жаловался на исповеди, что у нас нет времени молиться. Говорят: я так устаю, что не могу пяти минут оторвать ото сна утром, и как только я встаю, мне нужно ехать на работу или учебу; я прихожу вечером, и после домашних попечений я сэкономлю время, конечно, на молитве, а не на чае и не на телевизоре, и поэтому у меня нет возможности молиться. Хорошо, там — нет. Но каждый из нас, кроме прикованных к ложу болезни или матерей, сидящих с грудными младенцами, каждый день проезжает ту или иную дорогу. Давайте спросим себя: молимся ли мы в это время? Или глазеем по сторонам, читаем о распродажах, или, что еще хуже, вперяемся в кого-либо из спутников противоположного пола с разного рода помышлениями? Чего только в голову не приходит. А ты в дороге — молись. Это первое, как мы можем себя в этой ситуации проявить православными христианами.
Второе, может быть, скорее относится к тем, кто за рулем, но и к пешеходам тоже. Часто говорят: как люди меняются, сев за руль! Буквально сегодня мы читали о гардаринском бесноватом и о том, что произошло со стадом свиней. Иногда посмотришь, что происходит хотя бы в центре города, на Моховой улице, — стадо свиней, только севших в металлические оболочки. Но мы-то, православные христиане, должны и здесь отличаться. Например, есть человек, который в обычных ситуациях не позволяет себе никаких недолжных выражений — он же приличный человек, культурный, как он может в обществе выразиться нецензурно или оскорбительно. Но тот же самый человек, сев за руль, когда у него произошло нечто, слегка его огорчившее, — его потеснили на дороге, обогнали — какой поток эпитетов и любви по отношению не к железкам, а к людям, которые его окружают, он изольет! Совместимо ли это с тем, что мы исповедуем как нашу веру, приемлемо ли для православного христианина?
Элементарные вещи, которые называются правилами дорожного движения, на самом деле соответствуют делу воспитания нас в духе заповедей: пропусти другого человека. Пропусти, не считай, что ты лучше него и что тебе больше нужно. Остановись, когда видишь, что другой (пусть неправильно, не так и не тогда) делает что-то: дорогу ли переходит или едет вопреки знаку. Пусть он сам за это ответит. Ты же не доказывай своей правоты, пропусти его, прояви себя христианином. И это будет воспитание души для жизни вечной.
Точно так же воспитанием для Вечности будет поведение человека, который идет пешком и не позволит себе со своим ребенком перейти дорогу перед автомобилем. Он подумает о водителе, которого может сделать невольным убийцей. Ладно, ты не думаешь о своей жизни, — подумай о жизни другого человека, которому дальше жить с тем, что он становится невольным убийцей или калечит тебя. Не потому, что он виноват, а потому, что тебе захотелось обойти автобус с другой стороны. Это также для христианина может стать тем, что ведет нас к Царствию Небесному или от него отвращает.
Один опытный старый священник рассказывал мне следующее. Когда ему люди жаловались на дух немирности или другие приключения за рулем, или необязательно даже жаловались, а просто он знал, что они водят машину, — он говорил им: «Хорошо, просите у меня епитимьи — дам вам епитимью». Думаю, не как епитимью, но как задачу на ближайший Рождественский пост наряду с другими, каждый из нас может предложенное этим священником себе поставить. Соблюдай правила дорожного движения полностью. Не нарушай их сознательно. Не только тогда, когда ты знаешь, что вблизи стоит представитель ГИБДД, но и когда его рядом нет. Тут прочерчена двойная сплошная линия — и я ее не перееду. А то обычно — если пост ДПС стоит, я не перееду, а если его нет — так тут такой удобный переулок!
Нужно принять это в качестве школы терпения, смирения и аскезы. Как бы ни хотелось для удобства поступить так, как хочется, даже если очевидным образом никакого взыскания за это не будет, — сделай не так, как хочется, а так, как положено. То же относится и к пешеходу. Не перейди в пятнадцати метрах от храма, а дойди до перехода и перейди там. Сделай и другие элементарные вещи — это будет школа аскезы, которая душу человека может приблизить ко спасению, если мы отнесемся к этому по-христиански и серьезно.
Еще один момент — преодоление взаимной враждебности. Эта враждебность, прямо как в песне Высоцкого, появляется в зависимости от того, идет ли человек пешком или едет на автомобиле. Инстинкты естественного человека сразу меняются, если он садится за руль. Постарайся не возненавидеть того автомобилиста — даже на пять минут не возненавидеть, — который, проезжая по луже (может быть, вовсе не потому, что он хотел тебя оскорбить), облил тебя из лужи московской грязью. А если ты за рулем, не обижайся на пожилого человека, который замахнулся на тебя палкой и не желает пропускать тебя на переходе, хотя ему красный светофор, а тебе зеленый. Пропусти старого человека и нестарого — тоже пропусти. Не обижайся, не возненавидь его, не почувствуй себя вправе — и это будет победа христианина.
Есть еще одна ситуация, с которой каждому из нас дай Бог никогда не столкнуться, но которая, тем не менее, в жизни каждого человека может случиться. Бывает так, что или мы, или наши близкие могут пострадать или даже погибнуть — и именно об этих людях мы молимся сегодня — в результате того, что сухо называется дорожно-транспортными происшествиями. У нас были прихожане, которые так погибли. И следует сказать: подвигом любви для христианина будет не искать мести тому человеку, который это допустил. Будь пострадавший твой сын или твоя мать, будь это твой муж или любимый твой человек, не ищи возмездия тому человеку. Господь иногда дает и такую возможность вырасти в полную меру христианской жизни. Не требовать справедливости, не настаивать, если это произошло с моими близкими: пусть все будет по закону, пусть он сядет в тюрьму, пусть ему будет навсегда плохо. Постараться сердце свое расширить до того, чтобы простить или, по крайней мере, если не можешь простить до конца — не требовать никакого возмездия никогда. Это не с каждым может случиться, но каждый должен готовить свое сердце к тому, чтобы не оказаться искателем мстительной справедливости. От таких искателей никому не хорошо, и от этой так называемой справедливости никому в этом мире теплее не становится, и не дай нам Бог ее искать.
Подумавши об этом — а каждый применительно к себе, может быть, и о многом другом, — сейчас отнесемся к краткой литии, которую будем совершать, не как к чему-то, о чем можно улыбнуться: мол, нам священноначалие предлагает помолиться еще о чем-то, что записано в мировом светском календаре. Но отнесемся к этому как к чему-то, на что наше христианское сердце может отозваться в молитвенном движении, и поблагодарим Святейшего Патриарха за то, что такие поводы посмотреть на мир вокруг себя и свою молитву туда действенно направить он нам дает и, даст Бог, будет давать и дальше в нашей жизни. Аминь.