Неделя 6-я по Пасхе, о слепом - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Евангелие от Иоанна, 9:1-38

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Сегодняшнее Евангельское чтение естественно предполагает сопоставление с тем, которое мы слышали две недели назад. Два чуда, два человека, тяжко и давно больных. Один, напомню вам, паралитик, в течение тридцати восьми лет лежал возле купели под названием Вифезда, дожидаясь своего исцеления. Сегодня мы встречаем человека, слепого от рождения. Два человека уходят исцеленными одним и тем же лицом, Господом нашим Иисусом Христом, но при этом ответы и советы, которые они слышат, совершенно различны. Несчастный паралитик, тридцать восемь лет не успевавший оказаться первым в купели, слышит такие слова: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин, 5:14). Тем самым Господь отчетливо показывает, что причиной его страшного состояния являлся его грех. А вот когда Христа спрашивают о сегодняшнем больном, кто согрешил, он или его родители, то ответ оказывается совершенно иным. Господь прямо отрицает, что причиной слепоты несчастного от рождения, являются родительские грехи. Понятно, что речь не может идти о личной виновности еще не родившегося младенца. А вот вопрос о греховности родителей вполне логичен. Не так ли и мы рассуждаем, когда видим калек, родившихся от пьяниц или наркоманов или когда наблюдаем какие-либо патологические изменения характера или личности у детей внешне благополучных родителей? Мы говорим: «Ну, значит, есть что-то в жизни его родителей, чего мы не знаем». И действительно, ту же тягу к алкоголю можно унаследовать, и многие из нас видели, как это происходит.

Но сегодняшнее Евангелие раз и навсегда уберегает от слишком скорого обобщения. Каждая человеческая личность неповторима, уникально его предстояние пред Богом, путь к вечности и ответ за свою жизнь. Никакая статистика, никакие обобщения не дают права для уверенного окончательного вынесения суждения о причинах того, что с человеком происходит. Впрочем, нас не может не взволновать еще один вопрос, естественно рождающийся в сознании и в сердце в связи с сегодняшним Евангелием: почему Бог допускает, чтобы младенец таким уродом пришел в жизнь? Ведь мы понимаем, что, по крайней мере, христианство учит, что Бог есть любовь, то есть Он любит человека неизмеримо больше, чем можем любить мы. Тем не менее, Бог, любящий человека, порой допускает ему страдания, подобные тем, которые претерпел слепорожденный. Ведь со стороны этого несчастного это не было даже добровольно взятым на себя подвигом. Его нельзя сравнить с мучениками, которые пострадали за веру Христову, или с преподобными, ограничившими свою волю и естественные человеческие потребности и радости супружеской жизни или владения имуществом ради всецелого следования за Христом. В этом смысле, конечно, все христианство в некотором смысле есть стеснение себя ради Христа. Но этот человек ничего такого не выбирал, точно так же, как не выбирали, скажем, первые люди, быть им созданными Творцом или нет. Божия любовь создала первых людей вне зависимости от их собственного желания, и эта же любовь попустила сегодняшнему описанному в Евангелии человеку родиться слепым вне зависимости от того, хотел он этого или не хотел. Почему? И вот здесь мы подходим к очень трудному, но очень важному ответу. Потому что любовь, проявляемая в Божием Промысле – это любовь истинная, которая не ограничена нашими человеческими устремлениями и пожеланиями, которые принято произносить, скажем, на праздниках и юбилеях. Это любовь, для которой все земное может быть принесено в жертву для того, чтобы человек не лишился главного – жизни вечной. И если на неизвестных нам путях Промысла Божия нам попускается быть в чем-то ограниченными, необязательно в физической невозможности видеть мир, но, может быть, лишенными земного счастья в том виде, в каком мы бы его себе хотели, скажем, той меры достатка, которая нам видится чаемой, то примем это не как несчастное сцепление обстоятельств, не как несправедливость этого бездушного мира, но как не всегда нами понимаемую, но верой воспринимаемую волю Божию, желающую нам спасения.

Протоиерей Максим Козлов

Наверх