Вопросы о празднике Богоявления. Отвечает иеромонах Павел (Черкасов)
Почему у праздника Крещения два названия — Крещение и Богоявление?
Богоявление – это название одного из самых древних христианских праздников, который объединял в себе события Рождества и Крещения Христа. Позднее эти праздники разделились, но смысл названия остался прежним: человечеству явился Бог. Евангелие повествует: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:9-11). Из этого текста видно, что явились все Лица Пресвятой Троицы.
Словом «крещение» в русском языке, в свою очередь, называется погружение в воду, будь то погружение Спасителя в Иордан, или тех, над кем совершается таинство в храме. Встречается и другое название праздника – «день Светов». У свт. Григория Нисского есть «Слово на день Светов, в который крестился наш Господь».
Зачем в Иордан погружался Христос, если Он безгрешен?
Иоанн Креститель удерживал Христа от крещения и говорил Ему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14), но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15).
Святитель Иоанн Златоуст задается вопросом о том, что означает исполнить всякую правду. «А какая, скажет кто-нибудь, правда в том, чтобы креститься? Повиновение пророку было правдой. Как Христос обрезался, принес жертву, хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное – повиновался крестившему пророку. Воля Божия была, чтобы тогда все крестились…».
Повиновение Христа закону и воле Божией свидетельствовало о том, что Он пришел в мир исполнить все, что подобало человеку, и умереть за наши грехи. В одном из песнопений, посвященных празднику, об этом говорится: «Я́ко Челове́к на ре́ку прише́л еси, Христе́ Царю́, и ра́бское Креще́ние прия́ти тщи́шися, Бла́же, от Предте́чеву ру́ку грех ра́ди на́ших, Человеколю́бче».
Что символизирует собой погружение в воду? Почему вода становится ключевым образом праздника?
Вода использовалась еще в ветхозаветные времена для ритуального омовения от нечистоты. Крещение Иоанново, которым крестился Христос, несло в себе более высокий смысл, который включал покаяние и связанное с ним очищение. При этом крещении человек погружался в воду. Событие Крещения Христа добавило к этому нечто новое: не имея греха, Христос освящает воду Собой.
Чем Агиасма отличается от воды, освящаемой в другие дни года?
Существуют великий и малый чины освящения воды. Великий чин приурочен к богослужениям, относящимся к празднику Крещения, а малый совершается в другие дни. Великий чин соответствует торжественности праздника. Сама же освященная вода равнозначна, но именно к Агиасме, то есть к воде, освященной на праздник, принято относиться с особым почтением.
Правда ли, что на Крещение освящается не только та вода, над которой священники молятся, но и вообще вся вода на Земле?
Такое мнение действительно высказывается, однако оно встречает и справедливую критику. Например, известные слова из богослужебного текста «Днесь вод освящается естество» одними воспринимаются как свидетельство об освящении всех вод, а другими – как указание на то, что освящаются воды, над которыми читается молитва. Ведь в этих словах не говорится о всех водах.
Однозначно можно сказать, что вода, освященная в храме, и есть та великая святыня, которая дается человеку для нужд души и тела.
Как правильно подготовиться к празднику и что Вы рекомендуете почитать?
Как и подобает православному христианину. Вникнуть в смысл события, прочитать осмысленно фрагменты из Священного Писания, которые относятся к этому дню, участвовать в богослужениях и таинстве Евхаристии.
Хорошо бы в праздничные (да и все остальные) дни иногда читать тексты святых отцов. К празднику Крещения могу посоветовать слово свт. Иоанна Златоуста, отрывок из которого уже приводил выше. Помимо объяснения смыслов, касающихся Богоявления, святитель ярко говорит о своей печали в этот день: на праздник в храм пришло множество людей, а в другие дни – пустота. Как же это актуально и в наше время!