Приходский синодик в XXI в.: опыт составления (на примере Патриаршего Черниговского подворья)
Научная статья из журнала «Aspiratio» номер (Т. 1, № 3–4). Журнал «Aspiratio» издаётся с 2023 года Религиозной организацией – духовной образовательной организацией высшего образования Русской Православной Церкви «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (ОЦАД).

Священник Александр Викторович Стародубцев,
специалист по дистанционным образовательным технологиям
Учебного комитета Русской Православной Церкви,
соискатель кафедры церковной истории
Общецерковной аспирантуры и докторантуры
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1
starodubtsev.alexander@gmail.com
ORCID 0009-0001-9132-5120;
Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат искусствоведения
Центр эстетического воспитания детей и юношества
«Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина
119019, Москва, Колымажный пер., 6/2, стр. 3
olga_trofimova2017@mail.ru
ORCID 0000-0003-4501-7837.
Приходский синодик в XXI в.: опыт составления (на примере Патриаршего Черниговского подворья)
Аннотация: в настоящей статье представлен опыт составления синодика Патриаршего Черниговского подворья (Москва, Замоскворечье) на основе истории его храмов, послужных списков священно- и церковнослужителей, биографических данных старост и благотворителей XVII–XXI вв.
В ходе работы составители провели анализ ряда опубликованных источников и современной научной литературы о синодике как явлении церковной жизни России разных эпох, учли примеры поминаний в российских приходах нашего времени, отметили взаимодействие церковной традиции и светских наук на поле коммеморации не только как возможный источник развития научно-практического подхода к составлению синодиков, но и как одно из направлений духовно-просветительской деятельности.
В качестве примера биографии для размещения в интернет-варианте синодика, выполненной с учетом разработанной методики, авторы приводят очерк об одном из почивших настоятелей Черниговского подворья архимандрите Данииле (Воронине). Очерк написан на основе воспоминаний, подготовленных специально для Черниговского подворья.
Ключевые слова: приходский синодик, история прихода, поминальная культура, мемориальная деятельность, социокультурная память, Патриаршее Черниговское подворье, архимандрит Даниил (Воронин).
Введение
Современные российские приходы все чаще обращаются к практике ведения храмовых синодиков. Синодик – «важное для Церкви средство объединения живых и почивших членов каждой церковной общины»[1]. Храмовое поминание носит индивидуальный характер, поскольку включает в себя уникальный перечень имен и уникальные сведения о судьбах людей. Приходские синодики так же, как и монастырские, и семейные, и иные[2], фиксируют данные о группах людей,
[1] Русский синодик: помянник Сретенского монастыря : ист. справ. / сост., авт. вступ. ст. Г. А. Романов. М. : Моск. подворье Псково-Печер. Св.-Успен. мон-ря, 1995. С. 16.
[2] Например: Эссен Н. К. фон. Синодик лейб-гвардии Семеновского полка / [сост. штабс-кап. фон Эссен]. СПб. : тип. 1 С.-Петерб. труд. артели, 1914. 72 с. ; Синодик о упокоении священнослужителей, почивших в период пандемии COVID-19. [http://paraskeva.butovo-msk.ru/my/c19.pdf, доступ от 31.07.2024].
связанных некоей общностью. При составлении приходского поминания речь идет об участии в жизни прихода.
В наше столетие изменились возможности составления и размещения синодиков: они формируются на основе архивных материалов, данных научной литературы и официальных публикаций биографических сведений, размещаются не только в церкви, но и в Интернете на храмовых сайтах. Расширение технических возможностей во многом способствует главной задаче поминаний: восстановлению и поддержанию памяти о людях, внесших свой вклад в создание и благоустроение прихода.
Синодик как часть мемориальных мероприятий Патриаршего Черниговского подворья: история вопроса, поиск методики, практическая часть работы
Составление нового синодика Патриаршего Черниговского подворья строилось не только на сведениях из документов, базовых для этого вида работы, – клировых и исповедных ведомостей (фонды ЦГА Москвы, далее: ЦГАМ), – но и на результатах реставрации памятников архитектуры и культуры, находящихся в приходе. Счастливая возможность зафиксировать краткие воспоминания старейших прихожан и сотрудников подворья, трудами которых оно создавалось, помогла составить представление о почивших настоятелях. Воспоминания легли в основу небольших биографических очерков для предполагаемой интернет-версии синодика, который следовал бы мысли свт. Афанасия Ковровского о структуре «…с более или менее подробными воспоминаниями о каждом из вписанных в синодик». Святитель поясняет: «Тогда все эти имена были бы хорошо известны каждому из прихожан»[1].
Порядок работы над поминанием определили несколько особенностей истории подворья.
По состоянию на 2024 г. в приходе два действующих храма XVII–XVIII вв. (во имя свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских, во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором) с отдельно стоящей колокольней, оба входят в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
К подворью относятся три строения, в которых располагаются Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД), воскресная школа, культурно-просветительский центр «Книжная палата в Черниговском».
Таким образом, при составлении поминания следовало учитывать не только особенности истории и культуры Замоскворечья разных веков, но и просветительскую деятельность, ведущуюся на подворье в наше время. Для последней требовалась форма подачи информации, доступная самым широким кругам возможных слушателей и читателей. Название подворью дано по храму Черниговских чудотворцев, возвращенному верующим в октябре 1991 г.: в то время более древний Иоанновский храм оставался в ведении государства. Само подворье было организовано три года спустя. 23 августа 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ[2] о назначении настоятелем протоиерея Сергия Карамнова (1950–2006). Постепенный ремонт зданий подворья длился четверть века. Отдельные этапы работы и перемены в интерьерах храмов нашли свое отражение в любительских фотографиях прихожан и в устных воспоминаниях. Полная реставрация объектов была проведена при активном участии светских властей в рамках
[1] Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. М. : Правило веры, 2022. С. 540.
[2] Архив ОЦАД. Указ протоиерею Сергею Васильевичу Карамнову № 2869 от 23.08.1994 г. [Б. паг.]. Копия.
Государственной программы города Москвы «Культура Москвы 2012–2016 гг.»[1] и завершена в 2018 г. Реставраторы подготовили пакет научно-проектной документации, который помог определить первоначальный круг поисков информации по истории подворья, а в дальнейшем и для синодика.
В конце 2010-х гг. с целью проведения экскурсий для гостей ОЦАД и прихожан других храмов города были собраны базовые сведения по истории подворья (по архивным и опубликованным источникам, без имен клириков дореволюционного периода). Часть материалов позже вошла в состав синодика.
В течение 2014–2022 гг. ученые и настоятели последовательно осуществили действия по сохранению памяти о покоящихся на территории храмовых погостов, ликвидированных после революции. В Черниговском храме были размещены найденные надгробия. В середине 2010-х гг. на территории церкви установили поклонный деревянный крест, который находился там до капитальной реконструкции участка.
По завершении корректировки ландшафта осенью 2022 г. был освящен крест из белого камня. Тогда же вышел в свет небольшой научно-популярный очерк, в предисловии к которому говорится: «Долгом сегодняшнего поколения клириков, тружеников и прихожан храмов Черниговского подворья является бережное хранение памяти об истории наших храмов, о тех, кто здесь служил, молился в прежние столетия, о том, как текла здесь богослужебная жизнь, о том, как храмы строились, перестраивались, благоукрашались, как пережили годину испытаний и были восстановлены в новую историческую эпоху»[2]. Очерк составлен на основании данных из документов, хранящихся в ЦГАМ и в архиве ОЦАД, опубликованных светских официальных документов, справочников, научной и научно-популярной литературы. Большую помощь в работе над очерком оказали сотрудники подворья прежних лет, священно- и церковнослужители, а также старейшие прихожане.
Составление синодика стало замыкающим звеном в ряду мемориальных мероприятий подворья за годы его восстановления.
Помимо названных выше источников информации в работе над поминанием использовались данные метрических книг, прошения, рапорты, сказки, указы, письма, договоры, справки и др. в составе отдельных дел XVIII – начала ХХ вв. Значительная часть документов отражает темы застройки церковной земли, ремонтов, строительства и благоукрашения храмов в Черниговском переулке, а также тему завещания поминальных вкладов, что позволило выявить имена старост и благотворителей для синодика в их связи с историей прихода.
Для расширения представлений о раннем периоде истории храма свв. Михаила и Феодора, отмеченного историками и археологами как место уникальной находки надгробия храмоздателя-купца Андрея Филимонова[3], привлекались исследования археологов, специалистов по древнерусским синодикам и информация из изданий по региональной истории и краеведению. Кроме того, были проведены консультации с краеведами и сотрудниками музеев и архивов Мурома, Москвы и Соликамска. Следует отметить, что опыту составления поминания Черниговского подворья во многом способствовали отечественные разработки в области создания крупных баз данных.
[1] В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. // Департамент культурного наследия г. Москвы. [https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/108936220/, доступ от 08.07.2024].
[2] Предисловие прот. Максима Козлова («…Под бором, за рекою Москвою» : крат. ист. Чернигов. Патриаршего подворья / авт.-сост. О. С. Трофимова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма св. мучеников Михаила и Федора Черниговских, 2023. С. 2.
[3] В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. … ; Беркович В. А., Егоров К. А. Московское белокаменное надгробие : кат. М. : ТМ Продакшн, 2017. С. 505–507.
Радикально улучшили возможности исследователей государственная информационная система НЭБ, база данных «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке», поисковый сервис на сайте ЦГАМ и сервис «Яндекс – поиск по архивам», в базе которого размещены документы из архивов ряда российских регионов, справочники и наиболее востребованные исследователями периодические издания. Все перечисленные хранилища информации содержат не только оцифрованные документы, но и библиографические сведения, дающие выход на оригиналы документов в федеральных библиотеках и архивах.
В поисках оптимальной методики работы над приходским поминанием составители обращались к результатам опубликованных научных исследований и синодикам других приходов. В работе над составлением новых поминаний часто принимают участие профессиональные историки и теологи (богословы) – священнослужители, прихожане, а также специалисты, в силу научной деятельности связанные с данным регионом или конкретным приходом, что повышает качественный уровень исследований[1]. Краткий информативный обзор традиции синодиков и современной практики их воссоздания (в приложении к монастырской традиции) представлен в докладе историка Г. А. Романова[2]. К числу исследований, сочетающих теорию и практику, можно отнести статью А. К. Петрова (Калужская духовная семинария)[3].
Однако увидеть тексты оригиналов старинных приходских синодиков с целью формирования общего представления о составе и разновидностях этого типа документов сложно. Небольшое количество источников в силу их художественных достоинств хранится в собраниях крупнейших архивов и музеев, к примеру, в собрании ОР ГИМ или музея-заповедника «Коломенское». В научной литературе сведений о приходских поминаниях практически нет. Причина малоизученности темы приходского синодика не только в богоборчестве советских времен, когда были уничтожены многие документы, но и в повсеместном отсутствии приходских поминаний до революции, о чем известно прежде всего из церковной периодики. Так, в 1878 г. сообщалось о примере молитвенного усердия диакона, который составил поминание о усопших священно- и церковнослужителях храма. Статья завершалась размышлением: «Думается, что не во многих церквах делается это, и знают ли настоящие служители имена почивших предшественников своих – тружеников вертограда Божия»[4]. Печатались просветительские материалы несколько директивного характера, выражающие сожаление об отсутствии традиции. Один из примеров: «…В каждом приходском храме обязательно должен быть церковный синодик, хотя бы в форме простой переплетенной тетради. Отсутствие общих церковных синодиков сопровождалось бы
[1] Гурий (Гусев), иером. Синодик Воскресенской церкви в Сергиевом Посаде // Церковь и время. 2023. № 3/4. С. 206–216 ; Синодик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. СПб. : [б. и., 2015]. 198 с. : ил. [http://www.vladimirskysobor.ru/_mod_files/PDF_files/sinodik-smolen.pdf, доступ от 07.07.2024].
[2]Романов Г. А. «В память вечную будет праведник». Опыт использования синодиков за богослужением // Монастырский вестник. [https://monasterium.ru/doklady/32-rch/v-pamyat-vechnuyu-budet-pravednik-opyt-ispolzovaniya-sinodikov-za-bogosluzheniem/, доступ от 22.07.2024].
[3] Петров А. К. Восстановление приходского синодика по архивным документам на примере храма в честь мучеников Гурия, Самона и Авива в с. Трехсвятское Калужской епархии // Богословско-исторический сборник. 2021. № 2. С. 174–186.
[4] Освящение храма в Троицко-Лужницкой церкви // Московские епархиальные ведомости. 1878. № 39. 24 сент. С. 343.
большими упущениями в исполнении христианского долга и заповеди Св. Апостола: “поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие” (Евр. 13, 7)»[1].
Иногда вопрос выходил на уровень церковных властей. В 1916 г. «Орловские епархиальные ведомости» сообщали: «При обозрении церквей епархии Его Преосвященством замечено отсутствие в них синодиков», – вследствие чего было предписано завести поминания по конкретным указаниям[2].
На фоне данной картины возрождение традиции приходских синодиков, создающихся по желанию прихожан и священнослужителей[3], выглядит отрадным контрастом.
Другое современное отличие от дореволюционной ситуации заключается в том, что тема поминальной культуры не только активно включена в сферу исторической науки, но и постепенно вводится в поле наук, работающих с междисциплинарными понятиями мемориальной культуры, исторической и социокультурной памяти, в том числе через призму изучения поминальных традиций[4].
О том, что опыт ведения и чтения поминаний важен для воспитания памяти об историческом прошлом своей Родины, церковные ученые размышляли еще в XIX столетии. В книге Г. П. Георгиевского говорится, что в тексте древнерусских синодиков, читавшихся в Неделю Православия, «течение русской церковно-политической жизни находило <…> быстрое отражение», и «такой жизненный характер древнего русского чина православия, естественно, производил на современников огромное впечатление и имел великое воспитательное значение для русского народа». Среди прочего автор развивает мысль о воспитании патриотизма, цитируя слова прот. М. И. Горчакова, выражающие идею сохранения памяти о «славных подвигах лиц, до смерти послуживших отечеству и Церкви»[5]. Понимание того, что религиозные традиции как составляющие мемориальной культуры способствуют укреплению духовно-патриотической основы жизни страны, складывается и в светской науке. «…В основе коммемораций лежит глубокий педагогический, воспитательно-образовательный потенциал, реализация которого позволяет решать важные нравственные задачи, стоящие перед обществом в тот или иной период его развития. Когда общество или отдельная группа принимают решение о сохранении в коллективной памяти того или иного события или личности, они одновременно принимают решение и о формировании определённых ценностных ориентаций и моделей поведения у своих современников и потомков»[6]. Понятие коммеморации в приложении к синодику как элементу духовной жизни Древней Руси, отразившему этапы развития православной культуры и ее значения для человеческой
[1] О. Н., свящ. О поминовении усопших в приходских церквах // Минские епархиальные ведомости. 1898. № 8 : ч. неофиц. 15 апр. С. 256.
[2] Распоряжение епархиального начальства // Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 50–51 : отд. офиц. 18 дек. С. 533.
[3] См., например: Вечная память [https://www.xn--80acdl3a2av.xn--p1ai/vechnaya-pamyat/, доступ от 07.07.2024] ; О здравии [http://krapivniki.ru/community/synodic/health, доступ от 05.07.2024] ; Синодик [https://predtecha-ioann.ru/synodik/, доступ от 02.06.2024].
[4] Следует отметить исследования А. Г. Авдеева, П. А. Акимова, Л. А. Беляева, А. В. Святославского, А. Д. Соколовой, С. Ю. Шокарева. В статье Е. В. Романовской и Н. Л. Фоменко «Идентичность и коммеморация» (Власть. 2015. № 7) приводится мнение о литургической памяти как о «коллективном коммеморативном действии» (с. 83).
[5]Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве / сост. Г. Георгиевский. СПб. : Типо-лит. т-ва М.П. Фроловой, 1902. С. 37–39.
[6] Шуб М. Л. Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3. С. 80–87.
общности, рассматривают такие историки, как И. В. Дергачева[1] и Л. Б. Сукина, много лет изучающие поминание в различных его аспектах. Например, отмечается, что «к середине XVI в. все более очевидной становится еще одна функция синодика — коммеморационная. Синодичная коммеморация (коллективная память) перестает быть частным поминанием церковных и монастырских благотворителей, она превращается во всеобщую коммеморацию всех усопших в православной вере»[2].
В целом, в наши дни поминание перестало быть узкопрофессиональной темой для небольшого числа специалистов. Тема мемориальной культуры входит в круг занятий историков, этнографов, социологов, музееведов, философов и педагогов, обращающихся к истории и богословию Церкви. «…Синодики представляют собой ценные исторические источники, при работе с которыми возможно выявить обширные, уникальные сведения для последующего их использования в научно-исследовательских, музейных, издательских, образовательных и культурных проектах»[3].
На уровне опыта Патриаршего Черниговского подворья в настоящее время работа с данными, включенными в поминание, постоянно используется в экскурсионной деятельности, среди прочего для гостей подворья из различных церковных вузов России, присылающих представителей на конференции и семинары ОЦАД, и для гостей из светских образовательных организаций[4]. Сведения по истории прихода могут оказывать помощь родственникам тех, кто проживал в приходе: в августе 2024 г. на подворье за частной консультацией о поиске в метрических книгах сведений о родных обратились потомки купца П. А. Смирнова, сын которого состоял старостой Иоанновской церкви.
Первые результаты работы над синодиком Черниговского подворья были представлены священником А. Стародубцевым на Покровской конференции 2023 г. (МДА) и VI Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие христианской Церкви: богословие, история, культура» (Владимир, 2024).
Синодик охватывает период с 1624/25 по 2023 г. Список имен предваряет краткая историческая справка о подворье, адресованная широкому кругу знакомящихся с поминанием. Имена сопровождает минимальная информация об известных годах служения, либо данные о ктиторстве, участии в храмоздательстве и др. В случае участия в деятельности прихода членов одной семьи указывается степень родства.
По состоянию на лето 2024 г. в поминание включено 210 имен, в том числе:
— 49 священников
— 28 диаконов
— 7 псаломщиков
— 47 дьячков и пономарей
— 13 просфорниц
— 12 старост
— 1 регента.
[1] См., например: Дергачева И. В. Синодики и надгробные надписи как источники коммеморативной практики Древней Руси // Комплексный подход в изучении Древней Руси : сб. материалов XII Междунар. конференции (11–15 сентября 2023 г., Москва, Россия). М. : Индрик, 2023. С. 48–49.
[2] Сукина Л. Б. Синодики в русской монастырской книжности XVI–XVII веков: специфика и функции // Библиотековедение. 2011. № 1. С. 59.
[3] Хирова А. И. Использование материалов научно-исследовательской работы «Документирование договорных отношений человека с церковью во вкладных книгах и синодиках» в формировании контента виртуального музея «Феодоровская Слобода» // Наследие и современность. 2023. Т. 6, № 1. С. 101.
[4] Например, 15 июня 2024 г. состоялась экскурсия для обучающихся РГУ им. А. Н. Косыгина.
Затем указаны 53 имени благотворителей, храмоздателей и их родных, тех, кто завещал вечное поминовение, а также лиц, погребенных в храме свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских. Некоторые имена вошли в отечественную историю (председатель Общества любителей духовного просвещения протоиерей Иоанн Рождественский, купцы В. В. Варгин, В. Ф. Аршинов, Н. Г. Григорьев). Подготовлено 8 биографических очерков, предполагаемых к размещению в интернет-версии приходского поминания, в том числе о приснопамятном архимандрите Данииле (Воронине). Очерк включает как опубликованные, так и еще не опубликованные воспоминания его духовных чад. Учитывая задачу синодика, составители очерка делали акцент на тех деталях, которые запомнились прихожанам прежде всего в связи с пастырской и хозяйственной деятельностью настоятеля Черниговского подворья.
Архимандрит Даниил (Воронин)
Архимандрит Даниил (в миру Виктор Алексеевич Воронин; 9.11.1952, Рязань – 27.01.2020, Москва) служил настоятелем Патриаршего Черниговского подворья с конца 2006 г. по 2010 г.
Отец Даниил родился в семье рабочего. Окончил Рязанский техникум железнодорожного транспорта (отделение «Промышленное и гражданское строительство»). После армии работал в Москве по специальности. Окончив Московскую духовную семинарию, в 1983 г. поступил в Данилов монастырь и стал первым из двух насельников возрождаемой обители. В 1984 г. был пострижен в иночество с именем в честь прп. Даниила Московского, в том же году рукоположен во иеродиакона, год спустя пострижен в мантию с именем в честь прп. Даниила Столпника. 6 июля 1985 г. рукоположен во иеромонаха.
Наместник обители архимандрит Евлогий, в будущем митрополит Владимирский и Суздальский (в миру Юрий Васильевич Смирнов; 1937–2020) вспоминал: «Очень простой и скромный юноша, который твердо решил идти в жизни “тесным и узким путем”, глубоко веря в будущую блаженную вечность»[1].
В «Журнале Московской Патриархии» был опубликован небольшой очерк, написанный тогда еще иеродиаконом Даниилом о праздновании памяти святого покровителя Данилова монастыря в марте 1985 г. В очерке рассказано о возрождении обители, в том числе о восстановлении колокольни и Троицкого собора. Данилов монастырь охарактеризован как «святыня, овеянная доброй славой монашеского жития и патриотического служения Отечеству», призванная «к укреплению нравственных основ жизни души и миротворческого делания на нашей Земле»[2]. Вместе с архимандритом Евлогием и другими насельниками, при помощи многих неравнодушных людей отец Даниил трудился на восстановлении древней обители. «Прихожане очень любили отца Евлогия. Простой, умный, хороший организатор» (из рассказа прихожанки Т. П. Бабеевой). Отец Даниил нес послушания просфорника, келаря, казначея.
В 1989 г. он был назначен духовником братии, окормлял многочисленных духовных чад из Москвы и других городов. «Причем он не только советовал, но еще и молился – и рассеивались серьезные угрозы, жизнь человека выправлялась и устраивалась благополучно. Он мог утешить в скорби, поддержать и ободрить в тяжелой болезни»[3]. В 1990 г. отец Даниил был возведен в сан архимандрита, награжден митрой и правом служить с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».
[1] Евлогий (Смирнов), митр. Это было чудо Божие : история возрождения Данилова мон-ря. Владимир : Транзит-ИКС, 2013. С. 168.
[2] Журнал Московской Патриархии. 1985. № 5. С. 15.
[3] Всегда поступай по любви. Архимандрит Даниил (Воронин) : воспоминания, проповеди. М. : Данилов мон-рь, 2021. С. 8.
Службу настоятеля Черниговского подворья архимандрит Даниил нес в дополнение к монастырскому послушанию. Первое богослужение на новом месте пришлось на 3 декабря – в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Время настоятельства отца Даниила – удивительный пример самоотверженного выполнения пастырского долга наряду с повседневными заботами о подворье.
Духовные чада рассказывают, что архимандрит Даниил служил благоговейно и просто, был сосредоточен в молитве, немногословен.
Отец Даниил вызывал доверие и оправдывал его. «Ему можно рассказать всё», – говорили его чада и делились с батюшкой всем, что заставляло сильно переживать, подчас очень личными вопросами, разговаривая так, как говорят с врачами или с самыми близкими людьми. Многие вспоминали о его даре рассуждения. Его заботу о людях сравнивали с отцовской и материнской заботой. Отец Даниил мог ненавязчиво посмотреть на внешность, на одежду, чтобы понять, как живет человек. Беседуя с чадом, отец Даниил иногда внимательно смотрел в глаза, помолчав, задумавшись, молился о человеке, в том числе о тех людях, кого не знал лично, но о ком ему рассказали и кто нуждался в помощи.
«Батюшка был книжным человеком. В огромном шкафу с книгами, которые он постоянно читал, помещались, в основном, творения св. отцов. Батюшка считал духовничество своим “профессиональным” занятием и подходил к этому вопросу крайне серьезно и обстоятельно. Он считал, что если духовник начитан, то ангел-хранитель в нужный момент напоминает ему моменты из св. отцов, которые нужно посоветовать при духовном окормлении. Сам он ничего не выдумывал, все говорил по св. отцам – проводил параллели с похожими ситуациями и проблемами», – рассказывает иконописец А. И. Кудинова.
В воспоминаниях об отце Данииле часто звучит слово «доброта».
Из рассказа старейшей сотрудницы подворья Г. П. Маришкиной: «Батюшка был просто доброта. К нему любой мог подойти, он часами выслушивал людей. Когда он здесь у нас служил, у нас весь монастырь был – все его прихожане. Заранее приезжали, очереди занимали.
Он всех помнил по именам – чад и их родных. Выходил – его народу ждало – не могу вам передать. Кто-то просто благословиться, кто-то о своих болячках начинал рассказывать. Все наши болячки на него полагали.
Батюшка не давал себе расслабиться вообще. Он никому не отказывал. Мы ему приготовим пообедать в трапезной, бегаем: “Идите, покушайте”, – а он смотрит на часы и говорит: “Все, я должен в монастырь ехать, уже опаздываю”.
Один раз ему сделалась плохо на службе, что-то с давлением. “Скорую” вызвали – рассердился. Не жалел себя нисколько. Может быть, пожил бы подольше. Все близко к сердцу принимал очень.
Когда был пост, он ел только овсяный кисель. Я закладывала в термос сухофрукты и заливала кипятком. “Галина Прокофьевна, не делайте такой компот”. – “А что, батюшка, не понравилось? Не вкусно?” – “Очень вкусно, вот поэтому не надо делать”.
А чадом отца Даниила стала так. Подошла к нему, когда его к нам назначили: “Батюшка, можно я буду вашим духовным чадом?” – “А как же иначе-то?” Такой был светлый человек».
Даже утомленный службой и длительной исповедью, отец Даниил не проявлял раздражительности или холодности по отношению к ожидавшим его помощи.
Новый настоятель «лично принимал участие во всех хозяйственных делах подворья», – вспоминает прихожанка Т. А. Залевская. При нем началась подготовка масштабной реставрации Иоанновского храма, была отремонтирована колокольня, подарены колокола, продолжалось благоустройство Черниговской церкви.
Несмотря на огромную занятость, отец Даниил вел просветительскую деятельность на возможном для подворья уровне. В 2007 г. начал выходить в свет «Приходской листок», где публиковались проповеди, фрагменты святоотеческих творений, жития святых, ответы на вопросы прихожан, расписание богослужений, печатались статьи по истории подворья. Восстановление памяти о протоиерее Иоанне Рождественском, прослужившем в приходе с 1858 по 1894 г., выдающемся деятеле духовного просвещения, началось благодаря публикации биографии протоиерея Иоанна в «Приходском листке».
Настоятель подворья постоянно принимал личное участие в его благоукрашении. Из воспоминаний иконописца А. И. Кудиновой: «Батюшка всегда был в душе художником и очень восторженно и утонченно воспринимал красоту окружающего мира – творения Божия. А еще цветы у него обязательно должны были пахнуть. <…> И даже герань запала ему в душу своим терпким ароматом, и батюшка спрашивал: “Как называется комнатный цветок, который так пахнет?” – и изображал и лицом, и голосом, как необыкновенен запах герани»[1].
Отец Даниил мечтал принять участие в росписи храма, выучился рисунку по самоучителю, освоил натюрморт маслом, потом научился иконописанию. Свои работы показывать стеснялся, скромно говоря о себе: «Я пробую писать иконы». В 2008–2010 гг. по благословению отца Даниила для обеих церквей были написаны ростовые образа свв. вмцц. Екатерины и Варвары, мц. Параскевы Пятницы и св. Иоанна Предтечи (вариант изображения последнего в трехчетвертном повороте настоятель определил сам, исходя из размещения икон на столпах). «Изводы для будущих икон отец Даниил выбирал усердно, из нескольких образцов. Главный критерий для него был – доброта. Чтобы лик был благодатный, «добрый», – вспоминает А. И. Кудинова. – Иоанна Предтечу мы выбирали из нескольких очень похожих образов с одинаковым расположением самой фигуры, батюшка выбрал самый «добрый» лик. Вообще, «доброта», сострадательность для него были теми признаками, по которым он определял наполненность произведения или человека благодатью, то есть божественной энергией. Сам он был невероятно эмпатичным, сострадательным. Я не раз видела его в слезах жалости и сострадания. У него случались сердечные приступы на фоне того, как он сильно переживал за людей».
Черниговский образ Божией Матери с предстоящими свв. Михаилом и Феодором, аналойные иконы Божией Матери «Черниговская» и «Спас Нерукотворный», поясной образ прославленного в 2001 г. прав. Феодора Ушакова тоже написаны по просьбе архимандрита Даниила.
Любимой иконой настоятеля была репродукция синайского образа Спаса Вседержителя, которую он привез из зарубежной поездки. Некоторое время икона находилась в алтаре Иоанновской церкви, затем была передана в ОЦАД, где сохраняется в читальном зале библиотеки (с пояснением о мемориальном значении образа).
«Батюшка любил белый шиповник, просил его посадить и в монастыре, и на подворье. И жасмин, и белые лилии – в честь Пресвятой Богородицы. Он говорил, что цветник за алтарем храма радует Царицу Небесную. Батюшка так был вовлечен в процесс, так часто приходил туда… Знал каждый цветок. Помню, как он сеял траву на подворье, на пространстве от колокольни до алтаря Иоанновского храма. Батюшка хотел создать там сад, построил веранду, чтобы люди могли выйти из колокольни с чашкой чая и посидеть на веранде в райском саду», – рассказывает А. И. Кудинова.
В годы настоятельства архимандрита Даниила усердием благочестивых дарителей подворью был передан ряд святынь. Среди них частица мощей угодника Божия свт. Николая, подаренная в марте 2008 г. Международным Общественным Фондом «Триумф Сердца». Она хранится в ковчеге в Никольском приделе и является одной из наиболее почитаемых святынь Иоанновской церкви. Частицу мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского прислала в дар РПЦЗ.
[1] Всегда поступай по любви … С. 107.
Отец Даниил сугубо почитал блж. Матрону Московскую. Он передал в Иоанновскую церковь принадлежавшую ему частицу мощей блаженной», – вспоминает прот. Михаил Немнонов.
«Батюшка подарил свои келейные иконы храму, – рассказывает А. И. Кудинова, – просил написать образ свт. Иоанна Шанхайского и свв. Космы и Дамиана (они и сейчас лежат в Иоанновском храме на аналоях), в икону свт. Иоанна он поместил мощи. Можно сказать, при батюшке храм наполнился святынями. Отец Даниил возродил подворье комплексно: иконы, мощи, колокольня, зелень и цветы».
Архимандрит Даниил скончался после тяжелой болезни, перенеся за несколько лет до этого два микроинфаркта. Троицкий собор Данилова монастыря, где проходило отпевание, был заполнен людьми.
Из рассказа Т. П. Бабеевой: «В день отпевания батюшки владыка Евлогий приехал, сам тяжелобольной, сел рядом с гробом отца Даниила, обнял его за голову и так, сидя, сам спел литию. И попрощался с ним. Владыка понимал, что это был за человек».
Похоронен отец Даниил в монастырском скиту в с. Долматово под Москвой.
Вечная память архимандриту Даниилу!
Заключение
Изучение материалов по теории и практике составления приходских синодиков разных эпох показало, что данная тема находится в стадии разработки. Лучшим руководством для современных составителей поминаний может служить идея свт. Афанасия Ковровского о синодике как собрании имен и воспоминаний о почивших. Этой мысли следовали составители нового приходского поминания Патриаршего Черниговского подворья.
Основные, взаимосвязанные этапы работы, проходили в течение 2019–2024 гг. и включали в себя:
а). Поиск информации о членах причта и церковных старостах;
б). Изучение истории храмоздательства в Черниговском переулке в контексте традиции молитвенного поминовения прихожан и благотворителей;
в). Изучение образцов синодиков в архивных и музейных собраниях, а также на сайтах отечественных храмов.
Составление приходского поминания стало опытом коллективного взаимодействия сотрудников прихода и прихожан, сотрудников и обучающихся ОЦАД. Активное, исполненное отзывчивости участие в подборе информации о настоятелях конца ХХ – начала ХХI в. проявили духовные чада почивших, в том числе архимандрита Даниила (Воронина), труды которого являют собой пример подвижнического служения на выбранном пути. По его благословению были предприняты первые шаги по восстановлению памяти об историческом прошлом прихода. Еще не публиковавшиеся воспоминания духовных чад отца Даниила, предоставленные для синодика, дополняют портрет пастыря.
Возрождая память о людях, чьи имена связаны с историей подворья, приход вносит свой вклад в сохранение социокультурной памяти страны. Через ознакомление с жизнеописаниями людей, посвятивших часть своей жизни храмам подворья, у интересующихся приходской историей и ее личностями формируется образ пастырей разных веков, усердных тружеников Церкви, достойных сынов и дочерей Отечества. При чтении или церковном поминовении сухая строчка из синодика с упоминанием имени, сана, времени служения или лет жизни оживает и формирует в человеке то, что произносится в церковной среде о людях, оставивших этот мир: «Вечная память!»
Главная задача работы – возвращение ряда имен ради молитвенного поминовения – выполнена. Дальнейшее расширение сведений по истории подворья и пополнение биографических данных для проекта приходского синодика – дело будущего и новых исследователей.
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники
- “Вечная память”. (Eternal memory). Храм прп. Андрея Рублева на Верхней Масловке. https://www.xn--80acdl3a2av.xn--p1ai/vechnaya-pamyat/ [Accessed June 22, 2024];
- Даниил (Воронин), иерод. “В Московском Даниловом монастыре”. (Daniil (Voronin). In the Moscow St. Danilov Monastery). Журнал Московской Патриархии. № 5 (1985): 15;
- “О здравии”. (Remembrance for the health). Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. http://krapivniki.ru/community/synodic/health [Accessed June 21, 2024];
- О. Н., свящ. “О поминовении усопших в приходских церквах” (O. N. On the commemoration of the dead in parish churches). Минские епархиальные ведомости. № 8 : ч. неофиц. 15 апр. (1898): 256;
- “Освящение храма в Троицко-Лужницкой церкви”. (Consecration of the temple in the Trinity-Luzhnitsa Church). Московские епархиальные ведомости. № 39. 24 сент. (1878): 343;
- “Поминальные синодики священно-церковнослужителей”. (Funeral synodikons of clergy). Рязанские епархиальные ведомости. № 6 : отд. неофиц. 15 марта. (1899): 200;
- “Распоряжение епархиального начальства” (Order of the diocesan authorities). Орловские епархиальные ведомости. № 50–51 : отд. офиц. 18 дек. (1916): 533;
- “Свод русских надписей (Corpus Inscriptionum Rossicarum)”. (Code of Russian inscriptions (Corpus Inscriptionum Rossicarum)) https://umap.openstreetmap.fr/ru/map/cir_158116#15/55.7420/37.6192 [Accessed June 07, 2024];
- “Синодик” (Synodikon). Храм Рождества св. Иоанна Предтечи [в Н. Новгороде]. https://predtecha-ioann.ru/synodik/ [Accessed May 17, 2024];
- “Синодик о упокоении священнослужителей, почивших в период пандемии COVID-19”. (Synodikon on the repose of clergy who died during the COVID-19 pandemic). Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове. http://paraskeva.butovo-msk.ru/my/c19.pdf [Accessed July 30, 2024];
- “Синодик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Санкт-Петербург”. (Synodikon of Mother of God Smolensk Icon Church at the Smolensk cemetery. St. Petersburg). СПб. : [б. и., 2015]. 198 с. : ил. Князь-Владимирский собор. http://www.vladimirskysobor.ru/_mod_files/PDF_files/sinodik-smolen.pdf [Accessed July 21, 2024];
- “Указ протоиерею Сергею Васильевичу Карамнову № 2869 от 23.08.1994 г. Копия”. (Decree to Archpriest Sergei Vasilyevich Karamnov No. 2869 dated 08/23/1994. Copy). Архив ОЦАД. [Б. паг.];
- Эссен Н. К. фон. Синодик лейб-гвардии Семеновского полка / [сост. штабс-кап. фон Эссен]. (Essen N. K. von. Synodikon of the Life Guards Semenovsky Regiment). СПб.: тип. 1 С.-Петерб. труд. артели, 1914. 72 с.
Литература
- Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. (Afanasij (Saharov). On the commemoration of the dead according to the Orthodox Church Charter). М. : Правило веры, 2022. 573 с.;
- Беркович В. А., Егоров К. А. Московское белокаменное надгробие. (Berkovich V. A., Egorov K. A. Moscow white stone tombstone) : кат. М. : ТМ Продакшн, 2017. 768 с. : ил.;
- “В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в.” (A 17th century burial was found in the Church of Mikhail and Fyodor of Chernigov). Департамент культурного наследия г. Москвы. https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/108936220/ [Accessed May 23, 2024];
- Всегда поступай по любви. Архимандрит Даниил (Воронин) : воспоминания, проповеди. (Always act out of love. Archimandrite Daniil (Voronin) : Reflections on his life. Sermons). М. : Данилов мон-рь, 2021. 319 с. : ил.;
- Гурий (Гусев), иером. “Синодик Воскресенской церкви в Сергиевом Посаде”. (Gurij (Gusev), ierom. Synodikon of the Resurrection Church in Sergiev Posad). Церковь и время. № 3/4. (2023): 206–216;
- Дергачева И. В. “Синодики и надгробные надписи как источники коммеморативной практики Древней Руси”. (Dergacheva I. V. Synodics and gravestone inscriptions as sources of commemorative practice in Ancient Rus). In Комплексный подход в изучении Древней Руси : сб. материалов XII Междунар. науч. конф. (11–15 сент. 2023 г., Москва), отв. ред.: Е. Л. Конявская, Л. А. Беляев, 48–49. М.: Индрик, 2023;
- Евлогий (Смирнов), митр. Это было чудо Божие: история возрождения Данилова мон-ря. (Evlogij (Smirnov). It was a miracle of God: history of the Danilov Monastery revival). Владимир : Транзит-ИКС, 2013. 231 с. : ил.;
- Петров А. К. “Восстановление приходского синодика по архивным документам на примере храма в честь мучеников Гурия, Самона и Авива в с. Трехсвятское Калужской епархии” (Petrov A. K. Reconstruction of the parish synodic using archival documents on the example of the church in honor of the Martyrs Gury, Samon and Aviv of the village of Trekhsvyatskoye in the Kaluga diocese). Богословско-исторический сборник. № 2. (2021): 174–186.
- «…Под бором, за рекою Москвою» : крат. ист. Чернигов. Патриаршего подворья / авт.-сост. О. С. Трофимова. (“…Under the forest, beyond the Moscow River”: a brief history of the Chernigov Patriarchal Metochion / compiled by O. Trofimova). 2-е изд., испр. и доп. М. : Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма св. мучеников Михаила и Федора Черниговских, 2023. 32 с. : ил.;
- Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве / сост. Г. Георгиевский (Feast-day services and church celebrations in the Old Moscow / compiled by G. Georgievsky). СПб. : Типо-лит. т-ва М.П. Фроловой, 1902. 360 с.
- Романов Г. А. «В память вечную будет праведник». Опыт использования синодиков за богослужением («The righteous will be in everlasting remembrance». The practice of using synodikons at church services). Монастырский вестник. https://monasterium.ru/doklady/32-rch/v-pamyat-vechnuyu-budet-pravednik-opyt-ispolzovaniya-sinodikov-za-bogosluzheniem/ [Accessed July 22, 2024];
- Романовская Е. В., Фоменко Н. Л. “Идентичность и коммеморация”. (Romanovskaya E. V., Fomenko N. L. Identity and commemoration). Власть. № 7. (2015): 81–84;
- Русский синодик: помянник Сретенского монастыря : ист. справ. / сост., авт. вступ. ст. Г. А. Романов (The Russian synodikon: commemoration lists of the Sretensky monastery: a historical reference book / compiled and with an introduction by G. A. Romanov). М. : Моск. подворье Псково-Печер. Св.-Успен. мон-ря, 1995. 303 с. : ил.;
- Сукина Л. Б. “Синодики в русской монастырской книжности XVI–XVII веков: специфика и функции” (Sukina L.B. Synodikons in the Russian Monastery Book of the 16th–17th centuries: Specificity and Functions). Библиотековедение. № 1. (2011): 57–61. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2011-0-1-57-61.
- Хирова А. И. “Использование материалов научно-исследовательской работы ‘Документирование договорных отношений человека с церковью во вкладных книгах и синодиках’ в формировании контента виртуального музея ‘Феодоровская Слобода’”. (Khirova A. I. Use of materials from the research work «Documentation of contractual relations between a person and the church in loose books and synodics» in the formation of the content of the virtual museum «Feodorovskaya Sloboda»). Наследие и современность. Т. 6. № 1. (2023): 94–102. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-1-94-102;
- Шуб М. Л. “Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал”. (Shub M. L. Modern commemorative practices: educational and upbringing potential). Челябинский гуманитарий. № 3. (2016): 80–87.
Авторы статьи выражают благодарность О. С. Балаевой, С. Л. Белокурову, Т. А. Залевской, А. И. Кудиновой, Ф. Н. Морулёву, И. Н. Никишову и Т. Е. Прусаковой за помощь в работе.
Priest Alexander Viktorovich Starodubtsev,
specialist in distance educational technologies
of the Russian Orthodox Church Educational Committee,
Candidate for the Church History Department of
Higher Theological Educational Organization
of the Russian Orthodox Church
«Saints Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies»
4/2, building 1, Pyatnitskaya street, Moscow, 115035
starodubtsev.alexander@gmail.com
ORCID 0009-0001-9132-5120
Olga Sergeevna Trofimova,
Candidate of Sciences in Art Criticism
Museion Educational Center
6/2, building 3, Kolymazhny lane, Moscow, 119019
olga_trofimova2017@mail.ru
ORCID 0000-0003-4501-7837.
Experience in compiling a parish synodikon on the basis of archival documentary data (using the example of churches of Chernigov Patriarchal Compound churches)
Abstract: this article presents the experience of compiling a parish synodikon of the Patriarchal Chernigov Compound (Moscow) on the basis of an integrated approach to studying the history its churches (in the name of the Holy Martyrs Michael and Theodore of Chernigov and in the name of St. John the Baptist) and biographies of clergy members and benefactors of the 17th–21st centuries.
In the course of work, the compilers analyzed a number of published synodikons and modern scientific literature about the parish synodikon as a phenomenon of church life in Russia in different eras. The experience of similar work on compiling commemorations in Russian parishes of our time was taken into account, and the interaction of church tradition and secular sciences in the field of commemoration was noted.
As an example of a memorial record intended to be posted in the online version of the synodikon, the authors offer a documentary biography of one of the deceased rectors of the Chernigov Compound, Archimandrite Daniil (Voronin). The essay is written on the basis of eyewitnesses’ memories, prepared specifically for the synodikon of the Chernigov Compound.
Key words: parish synodikon, history of the parish, memorial culture, memorial activities, sociocultural memory, Patriarchal Chernigov Compound, Archimandrite Daniil (Voronin).
Издание можно приобрести в Книжной палате в Черниговском