В стенах Книжной палаты завершила работу выставка Ивана Архипова «Затмение»
В стенах Книжной палаты завершила работу выставка Ивана Архипова, уникально соединяющего в печатной графике движение и объем, художественные образы работ Архипова, строгие и лаконичные, по своей природе, существуют в густой окутывающей мгле и проявляются через нее к свету и той необходимой современному человеку легкости, которая становится доступна только в глубоком сочетании тепла и мысли, их ипривносит художник в окружающий мир, сохраняя для себя возникающую взаимность. Двигатель постоянных изменений к лучшему – искра нежности и внимания, проявляющаяся в человеке по мере растущего представления о ценности жизни, ее красоте, многообразии, о переходящем влиянии и последствиях своего и общего легкомыслия.


«Вообще, метафорика процессов печатной графики способна выразить чуть ли не все ключевые категории бытия, — отмечает куратор выставки, создатель авторского проекта CUT Дана Макаридина – причем не на отвлеченном, а на телесном, ощутимом уровне: так, ксилографский оттиск «Затмения» отпечатан художником в танце с огромным, тяжелым, «живым» камнем. Подобным танцем с собственным сознанием и заняты люди на протяжении веков, разве что для проявления схем и траекторий этих танцев вовне каждый применяет разные приспособления».


Анимация, присутствующая в экспозиции выставки, отражает постоянный переход одного существования цельного и завершенного образа в другой, формируя из них единое произведение, по совокупности акцентов за шесть минут способное произвести впечатление эпоса, глубокого психологического переживания. Анимация Ивана Архипова, буквально, визуальная поэма – это новое отображение контекста притчи, и название ей художником выбрано подходящее: «Жатва».
За нервной стремительностью разворачивающегося события происходит медленная реакция следующего события на предыдущее – метаморфозы Ивана Архипова передают колоссальное внутреннее накопленное напряжение и,соединяясь, увлекают искать границу своего в этих событиях участия, так происходит понимание языка поэзии на более глубоком созревающем уровне и по прошествии времени находит свое отражение серьезный опыт взгляда, как и в человеке с течением жизни ощущение отсутствиякаких-либо суждений и взглядов постепенно переходит в приобретенное осознание своего «Я». Появляется личное мнение.
«Эта выставка — по замыслу ее кураторов – возможность заново взглянуть на знаковые работы Ивана для тех, кто уже видел его анимацию и выставки («Жатва», «Новая жатва», «Пробуждение») — и шанс познакомиться с его подходом к эстампу и видением мира для тех, кто ничего о нем не знал».
Эксперименты с освещением и способами экспонирования графики подарили возможность устроить камерный световой театр, в котором зрители ощущают себя частью представления, подготовленного художником. В преодолении темноты не возникает напряжения,мешающего увидеть – свет аккумулируется изнутри и находит созвучие на соответствующей поверхности белого листа, светящегося экрана, ладони. Каждый становится его источником и этим подчеркивается уникальное свойство человека – нести и свет, и тепло, и перспективу. И постепенно складывается ощущение целостности из частных наблюдений, давая надежду найти общий язык, установить взаимопонимание, прийти к общей для всех системе ценностей.
«Такая своеобразная фигура умолчания вокруг самого этого слова – говорит о выставке ее куратор Дана Макаридина –интересна тем, что проявляет мини-затмение в языке: об этом явлении неожиданной и всеобъемлющей тьмы как будто бы не хочется говорить напрямую, а тем более пристально в него всматриваться. Но именно таким вглядыванием и занимается в своих графических практиках художник Иван Архипов, гравируя по алюминию и дереву, проявляя соотношение света и тьмы в монохромных оттисках, многократно повторяя в гравюре фазы движения для своих анимационных фильмов».
Автор текста: Даниил Каплан, редактор Artarea Doc
Авторы фотографий: Алекс Беранже и Михаил Маслов

