Проповедь в день памяти святых мучеников князя Михаила и его боярина Феодора в храме Михаила и Феодора Черниговских - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

Проповедь в день памяти святых мучеников князя Михаила и его боярина Феодора в храме Михаила и Феодора Черниговских

3 октября 2024

Проповедь, произнесенная начальником отдела докторнатуры протоиереем Алексием Марченко, в честь праздника святых мучеников – Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора в храме Михаила и Феодора Черниговских 3 октября 2024 года.

Во имя Отца и Сына и святого Духа! 
Дорогие братья и сестры!

Сегодня Русская Церковь чтит святых мучеников – Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора. Как Вы знаете, мученик с греческого «мартис» переводится как «свидетель». О чем же свидетельствовали святые мученики? О том, что Господь Иисус Христос – есть истинный Бог, есть жизнь вечная и есть Царство Небесное. И за эту истину стоит не только пострадать, но даже и умереть! Вот этот призыв Христов, прозвучавший из уст св. апостола Иоанна Богослова – «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Апокалипсис 2, 10) запечатлели в своей жизни и в своем подвиге князь Михаил и боярин Феодор.

Оба они жили в середине XIII века, когда на Русь началось нашествие монголов. На их глазах были опустошены Рязанское, Владимирское, Переяславское и Черниговское княжества, а затем и Киевское. Князь Михаил имел своим уделом Чернигов, но с 1235 года занимал и Киевский великокняжеский престол. Когда Русь была разгромлена, Хан Батый потребовал к себе князя Михаила. До него дошли слухи, что Михаил не покорился и зовет на помощь венгров – начать крестовый поход против Орды. Чтобы заманить князя в Орду, к нему явились послы хана, которые велели ему ехать к Батыю получить ярлык на Великое княжение. Михаил понимал, что эта поездка может стоить ему жизни, но все же решил повиноваться Батыю. В одном он решил быть непреклонным – не изменять своей православной вере ни при каких обстоятельствах. Вместе с ним в столицу монголов отправился его верный боярин Феодор.

Монголы были язычниками-идолопоклонниками, однако следуя заветам Чингисхана, считали, что нужно почитать всех богов, в том числе и христианского. Монгольские ханы разрешали строить в своей столице православные церкви и даже иногда посещали православные богослужения. В тоже время они считали, что и русские князья и бояре, архиереи, прибыв в Орду, должны принимать языческие обряды – проходить через очистительный огонь или поклоняться могиле Чингисхана. Отказ от этих ритуальных действий считался оскорблением хану и проявлением непокорности. Разумеется, для православного человека исполнять языческие религиозные ритуалы было невозможно. Оставалось одно из двух: либо тяжко грешить и этим спасти свою жизнь и власть или умереть мучительной смертью, но при этом сохранить верность Христу и Его Церкви.

Именно перед таким выбором был поставлен приехавший в Орду князь Михаил. Чтобы найти повод для расправы с русским князем, жрецы Батыя именем хана приказали ему пройти через очистительный костер, чтобы он «очистился от злых умыслов против Батыя», а затем поклониться солнцу и огню.

Русские люди, жившие в столице монголов, понимая, что это ловушка, подстроенная ханом, говорили князю: выполни его требование. Потом покаешься и примешь епитимию. Зато останешься жить. Но, князь Михаил ответил отказом: «Я христианин. Я готов поклониться хану, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам!»

Ордынские варвары тут же схватили князя и долго, жестоко избивали. Один из царских слуг, бывший прежде христианином, а потом отступивший от Христовой веры, отсек голову князю Михаилу. Боярину Феодору льстиво предлагали отступить от веры Христовой и выполнить языческий обряд, за это ему обещали княжеское достоинство замученного страдальца. Но боярин Феодор был непреклонен. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых мучеников были брошены на съедение собакам, но оставались целыми и никем не тронутые.

Мученическая кончина князя Михаила и боярина Феодора случилась в 1245 году. Спустя более 300 лет – 14 февраля 1572 года, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного и с благословения митрополита Московского Антония, мощи прославленных в лике святых князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора были перенесены из Чернигова в Москву — в храм, посвященный их имени. Этот деревянный храм стоял на месте нынешнего-каменного, в котором мы с вами сегодня молимся. Именно здесь царь Иван Васильевич Грозный вместе с собором архиереев и духовенства, множеством собравшихся русских людей встречал повозку с телами святых мучеников, привезенных по нынешней Большой Ордынке, некогда главной дороге, ведущей из Москвы в Орду. В 1770 году святые мощи князя Михаила и боярина Феодора были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля, где и находятся ныне.

Подвиг князя Михаила и боярина Феодора наталкивает нас на мысль о возможности компромисса. Мы знаем, что компромисс в житейских вопросах – совсем не плохое и даже нужное дело. Путем компромисса, умением уступить, поступиться малым ради большего и значимого, решаются многие сложные конфликтные ситуации и противоречия в мире людей, в семейной и общественно-политической жизни.

Но, возможен ли компромисс в делах веры? Да, возможен! И этот компромисс – наши с вами грехи. Это те случаи, когда мы идем на уступку диаволу и поступаем против воли Божьей, переступаем спасительную заповедь. Именно путем духовных компромиссов, подкрепленных «благими намерениями» «вымощена дорога в ад» и к душевной гибели.

Компромисс был предложен князю Михаилу – поклониться идолам, только на время предать свою веру ради спасения собственной жизни и жизни его подданных. В этом даже виделось некоторое благородство предлагаемого поступка. Зачем смущаться совестью? Ведь, всегда есть возможность покаяться и потом понести епитимию или даже не понести. Так часто рассуждаем и мы перед тем, как совершить тот или иной грех. Но, богомудрые мученики понимали, что предлагаемая измена православной вере не закончится поклонением солнцу и огню или могиле Ченгисхана. Завтра им, изменившим христианской вере из страха смерти или ради власти ханского ярлыка, будут предложены новые компромиссы – например именем хана рубить головы своим единоверцам и единоплеменникам – православным русским людям. Один тяжкий грех, особенно вероотступничество, всегда влечет за собой множество других, иногда и убийство. Но, черниговские мученики князь Михаил и боярин Феодор нашли в себе силы отвергнуть этот пагубный путь дьявольского компромисса и выбрали смерть ради Христа.

Сегодня, торжественно празднуя память святых мучеников Черниговского князя Михаила и боярина Феодора, восхитимся их верой и мужеством. В песнопениях нашего праздника Святая Церковь называет их «премудрыми», «крепкими и доблестными», «несущими просвещение» и «сохраняющими Отечество наше» (Служба св. мчч. Князю Михаилу и боярину Феодору Черниговским). Будем молиться, чтобы заступничество славных черниговских мучеников не оставляло Русскую Землю и в наши многотрудные и опасные дни! Пусть их вера и подвиг вдохновляет и укрепляет каждого из нас! Аминь!

Читайте также
Наверх