День апостолов Петра и Павла: Церковь обращается ко всем
Какие удивительно разные эти два человека! Достаточно посмотреть на их иконы. Петр и Павел – они внешне предельно не похожи. Абсолютно не похожи по типу человеческой личности, по социальной среде, откуда они происходили, по характеру своего обращения к Богу. Они по-человечески не должны были друг другу нравиться…
Петр – простой человек, может быть, и не бедный, но занимавшийся обычным для его галилейских современников трудом, рыбак, далекий от всякого интеллектуального труда. Случайно встретившийся со Христом и откликнувшийся на Его призыв так, что вместе со своим братом Андреем оставляет регулярные свои занятия, начинает ходить за Учителем из Галилеи. Любит Его горячо и страстно. Любит Его, еще не будучи готовым быть Ему до конца верным, но желая этого всем своим сердцем. Он окажется вместе с Ним на Фаворе, он будет обещать Ему не отречься, даже если все остальные от Него отрекутся. Он не исполнит этого обещания, но, в отличие от Иуды, это падение приведет его не к гибели, а к покаянию, к становлению в апостольском чине. Он станет главой первохристианской общины и признанным камнем, по слову самого Спасителя, при первой Церкви.
Павел – утонченный интеллектуал, происходивший из образованнейших фарисеев, гонитель первохристианской Церкви. Человек, не принимавший всей этой аинтеллектуальной проповеди, всего этого восстания против того, в чем он был воспитан и образован, переживший удивительное мистическое озарение, встречу с Богом по дороге в Дамаск, которое меняет этого человека и делает его из гонителя деятельнейшим учеником Христа. Но при этом он посвящает Ему не только свое сердце, свою душу, но, может быть, в первую очередь, Богом данные ему дары разума. И те послания, которые составляют большую часть Священных книг Нового Завета, – плод, конечно, Божественного откровения и дар Духа Святого, но и одновременно плод труда, усилий и дарований святого апостола Павла.
Они не во всем соглашались – один мог писать про другого, что «в посланиях брата нашего есть нечто неудобовразумительное, еще пойди, пойми». Павел мог спорить с Петром и опровергать те или иные его действия и двусмысленность его поведения в отношении язычников. В любом другом обществе два таких человека должны были разругаться и оказаться по разные стороны баррикад, но в Церкви Христовой разности преодолимы. Это удивительное в начале являемое нам свидетельство о том, как Церковь обращена ко всем: и к простецам, и к премудрым, и к горячем сердцем, и к обладающим удивительными дарами ума. И каждый может дары своей личности возвысить и возвести к Богу.
Вглядываясь в фигуры первоапостолов, двух ближайших учеников Христа, мы должны себе напомнить, что долг апостольства есть долг каждого христианина. Посланничество в этот мир – долг к тому, чтобы научить тех, кто вокруг нас, нашей вере, ее радости, постараться привести их к этой вере и дать им дар Крещения. Это долг в разной мере лежит на каждом из нас.
На родителях, которые призваны воспитать своих детей в вере, благочестии и чистоте, пройти между Сциллой и Харибдой: между возложением на детей неудобоносимых бремен, длинных правил и тягомотных стояний на пока непонятных им богослужениях и равнодушием, мыслью о том, что всё само по себе образуется, воспитается ребенок и без наших усилий…
Этот долг лежит на православных студентах и тружениках, которые должны дать свидетельство того, как христианин учится и работает, того, чтобы каждый видел в нас профессионала, если не самых высоких дарований (дарования могут быть разными), то, по крайней мере, предельной степени ответственности — человека, на которого можно положиться.
Каждый из нас должен быть свидетелем в дружбе, чтобы весь внешний мир знал: христианин предателем не окажется.
Долг апостольства есть долг чистоты, верности, искренности в семейной жизни – такого свидетельства миру, чтобы люди, лишенные надежды и не верящие, что может быть в нашем мире настоящая семья, посмотрев на то, как люди в Церкви живут, сказали, что нет, в начале XXI века, а не только в старых книгах, это возможно. Возможно быть счастливым и при этом жить правильно, целомудренно и хорошо, по Божьей правде.
Иные, конечно, призваны к проповеди словом. Не многие — но те, кто имеет этот дар, не должны его растратить на пустое, не в праве разменять его на деньги или на славу века сего.
Подумаем о той мере апостольской ответственности, о которой в день сегодняшний, день памяти первоверховных апостолов, напоминает нам Церковь. Но подумаем и о том, что исполнение этой ответственности даст нам и причастность к их подвигу, к их радости и к их близости к Богу.
Протоиерей Максим Козлов / 2012