История храма - ПАТРИАРШЕЕ ЧЕРНИГОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ: ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ И ХРАМ МИХАИЛА И ФЕОДОРА ЧЕРНИГОВСКИХ

История храма

Храмы Патриаршего подворья в Черниговском переулке являются архитектурными памятниками XVI — XVIII веков, внесенными в реестр исторического наследия Москвы. Сохранились сведения, что в XIV веке на этом месте располагался Ивановский монастырь «под бором». Само название говорит о том, что территория, которая сейчас является центром Москвы, во времена основания здесь монастыря была окружена густым лесом. Хотя обитель и находилась за городом, она занимала стратегически важное место, так как находилась на пересечении дорог, ведущих в город.

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1415 году — в повествовании о рождении великого князя Василия II Темного.

В начале XVII века Заречье стали заселять посадские люди и ремесленники. Деревянные дома строились не по определенному плану, а спонтанно. Во время Смуты район неоднократно уничтожался набегами интервентов, но весьма скоро восстанавливался.

В 1514 г. по благоволению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый), архитектор Архангельского собора Московского Кремля, воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм освятили 29 августа 1515 года. А сам Ивановский монастырь «под Бором» упразднили, и храмы Черниговского переулка стали приходскими. Точные сведения о причинах упразднения или перенесения обители пока не найдены.

В 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем и митрополитом торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора. В память об этой встрече был возведен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Новый храм приписали к Иоанновской церкви под Бором. А в 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся до наших дней.

Во время Смуты 1612 года храм Иоанна Предтечи был разрушен, но в 1658 году вновь выстроен в камне. От Алевизова здания сохранились лишь белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете храма.

В 1757 г. было начато строительство трапезной, где разместился новый придел святых чудотворцев и бессеребреников Косьмы и Дамиана Ассийских. Освящение состоялось 17 августа 1759 г. В 1772 г. принял свой окончательный вид купол на главной церкви. Одновременно с трапезной начали возводить и новую, отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы. Ее строительство завершили в 1781 году.

В 1896 – 1904 гг. при участии Ф.О. Шехтеля было произведено обновление храма, в частности, росписей и иконостаса.

Уникальный документ о богослужебной жизни храмов в последние годы XIX века предлагается вашему вниманию (особенно интересны стр. 18-20, с краткими сведениями о церкви, причте и приходе):

Храмы Черниговского переулка не избежали печальной участи многих храмов и монастырей после революции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 году, храм Черниговских чудотворцев – вскоре после него. С 1924 г. в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов, а в 1934-1977 гг. склад. Милостью Божией храмам удалось избежать полной ликвидации.

В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории московских храмов, так описывал состояние храма святых Михаила и Федора Черниговских: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района»».

Во второй половине 1970-х годов, когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими Олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы. Отреставрировали и храмы подворья вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. На Иоанновской церкви вновь появились купол и крест, а в интерьере храма были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX вв. Также были восстановлены ограда с решеткой. На храме Черниговских мучеников покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками. Стены обоих храмов были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня — покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 года. Последним владельцем храмов было Министерство промышленности стройматериалов СССР. В 80-е годы XX века в храме святого Иоанна Предтечи находился принадлежавший министерству демонстрационно-выставочный зал «Художественное стекло». В 1991 г. храм Черниговских мучеников был возвращен Русской Православной Церкви. 3 октября 1993 г. состоялось его освящение. В 1997 г. возобновились богослужения и в храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи под Бором.

Сейчас храмы Черниговского переулка являются Патриаршим подворьем, в них завершена реставрация.

В июне 2010 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом комплекс зданий подворья был передан Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Настоятелем Иоанновского храма назначен ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

1 ноября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

К 3 октября 2017 года, престольному празднику храма свв. Михаила и Феодора Черниговских, были завершены масштабные работы по реставрации и росписи. 11 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма.

Святые мученики князь Михаил Черниговский и боярин Фёдор

Святой князь Михаил родился в 1179 году. Он происходил из одного из самых влиятельных черниговских родов. В 1223 году после гибели своего дяди — князя Мстислава Святославича в знаменитой битве на р. Калке Михаил занял черниговский престол. Кроме того, он княжил в разное время в Переяславле Южном, Новгороде, Киеве, Галиче; почти беспрерывно воевал, часто менял союзников.

Это было время междоусобной брани между князьями Древней Руси. Хотя Русь была уже христианской, однако, несмотря на заветы Христовой веры о любви и искоренении вражды и ненависти между братьями, князья часто воевали друг с другом.

Князь Михаил боролся с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом святого благоверного князя Александра Невского, за Новгородский престол, но был изгнан вместе со своим сыном Ростиславом. Некоторое время жил в Венгрии и Польше. Позже, после женитьбы своего сына на дочери венгерского короля Белы IV, Михаил возвращается в родной Чернигов.

К тому моменту татары уже разорили и сожгли Киев, на месте некогда большого и славного города находился лишь пустырь. Князья Киевской Руси должны были ездить в Орду и получать от хана ярлык (специальную грамоту) на княжение. Михаил также отправился за ярлыком в Орду.

О дальнейших событиях мы узнаем из «Сказания об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Фёдора», которое появилось почти сразу после их мученической кончины.

По обычаю, принятому у татар, когда русские князья являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились «кусту, и огню, и идолам их». Также и часть даров, которые князья приносили с собой, сначала бросали в огонь.

Михаил и Фёдор отказались следовать языческим обычаям. Тогда хан Батый велел казнить сначала князя, а после и боярина, который последовал примеру своего господина в стойкости веры.

Христиане тайно погребли их останки, а затем мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. 

Позднее царь Иоанн Грозный распорядился перенести мощи в Москву. На месте, где в 1578 году у стен церкви Иоанна Предтечи святыню торжественно встречали царь со священнослужителями и народом, был возведен храм во имя Черниговских чудотворцев.

Наверх